РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Ф. А. АБРАМОВА
«ПОЕЗДКА В ПРОШЛОЕ*
Федор Абрамов — широко известный в нашей стране писатель и
критик. В 1993 году вышло полное собрание сочинений писателя
впервые, уже после смерти Федора Абрамова. До этого до читателя
доходили лишь редкие издания в журналах и «истерзанные» цен-
зорами сборники, каждый из которых автору приходилось букваль-
но пробивать в печать месяцами, а иногда и годами.
Федор Абрамов красочно рисует дела и судьбы людей русской
деревни во время Великой Отечественной войны и в послевоенные
годы. Тема коллективизации, уничтожения крестьянства — основы
русской духовной культуры — звучит у писателя в большинстве
его произведений. Особенно близок Абрамову Русский Север — ро-
дина писателя. Там он начал свою трудовую судьбу, которая вобра-
ла трагедийный опыт деревенского подростка, испытавшего беды
коллективизации и полуголодного существования 1930-х годов,
ранний опыт безотцовщины и братской взаимопомощи, опыт опол-
ченца-фронтовика, а затем — опыт человека, воочию, на своих зем-
ляках, на семье брата, столкнувшегося с послевоенным лихолеть-
ем, с бесправным положением крестьянина, лишенного даже пас-
порта, почти ничего не получающего на трудодни и платившего на-
лог за то, чего у него не было. Поэтому Абрамов пришел в литера-
туру с огромным жизненным опытом, с убеждениями заступника
народного. В первом романе «Братья и сестры» мощно зазвучала
живая многоголосая народная речь, усвоенная писателем с детства
и всегда питавшая его книги. Романы «Братья и сестры», «Две зи-
мы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом» составляют тетралогию
«Братья и сестры». Объединенные общими героями и местом дейст-
вия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцати-
летней судьбе русского северного крестьянства начиная с военного
1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало
второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими
героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывался и вгля-
дывался в судьбы страны, России и человека. В пору работы над
романами создавались и лучшие повести и рассказы писателя: «Де-
ревянные кони», «Пелагея», «Алька», «Поездка в прошлое», «Ста-
рухи», «О чем плачут лошади».
В 1974 году было закончено одно из самых ярких и значитель-
ных произведений Абрамова — повесть «Поездка в прошлое». Она
не увидела свет при жизни автора, ее издали лишь в 1989 году,
спустя пятнадцать лет. Эта повесть, на мой взгляд, превосходит
350
остальные по емкости и лаконичности, по глубине социального
анализа и остроте конфликта, Абрамов сосредоточил внимание в
повести не на событиях, а на сознании и психологии людей, на са-
мых губительных последствиях политики партии в двадцатые и
тридцатые годы, которые проникли в души людей, в характеры,
жизненные ориентации. В повести затронуты те сложнейшие поли-
тические, социально-исторические и философские проблемы, о ко-
торых в полный голос заговорили совсем недавно и которые до сих
пор ждут настоящего осмысления: трагедия коллективизации и
раскулачивания, противостояния фанатиков революционеров и
подлинных гуманистов, хранителей общечеловеческих ценностей,
прозрение и истоки трагедии людей, сломанных страшным прес-
сингом советской идеологии, давлением на людей в течение долгих
десятилетий. В центре повести лежит история жизни Микши Ко-
былина — сельского конюха, алкоголика. Микша — жертва своего
прошлого. Он всю жизнь верил в то, что его дядья — революционе-
ры-коллективизаторы — честные, благородные, отважные люди,
которые заботились об общем благе. Прозрение оказалось для него
столь страшным, что убило его изнутри. «Мефодий Кобылий, хоть
и дядя тебе родной, а собака был человек. Сколько его на свете не-
ту? Двадцать лет, а может, больше, а люди и теперь еще из-за него
плачут. В кажинной деревне безвинных людей сказнил, а в нашей
волости зараз десять мужиков», — рассказывала старая Федосеев-
на Микше. Миф о трагической гибели дяди Александра действи-
тельно оказался лишь мифом: «А на самом деле пьяный дядя изна-
силовал беззащитную пятнадцатилетнюю девчонку, которая убира-
ла комендатуру, а брат этой девчонки — четырнадцатилетний па-
цан — убил дядю...» А Микша верил в то, что рассказывали в об-
ластном музее: он отрекся от родного отца, чтобы «показать рево-
люционный пример», он отказался от отцовской фамилии. Микша
узнает, что его отец был честным и трудолюбивым человеком, но
уже было поздно чего-либо исправлять.
Сцены раскулачивания, жизни «лишенцев» или сосланных на
Север крестьян отражают реальные события тех лет: «У нас в де-
ревне стали колхоз делать — караул кричи. Три хозяйства по пла-
ну распотрошить надо, а где их взять?» «А в этом самом тридцатом
году что тут делалось... По два, по три мертвяка за утро вытаскива-
ли. Из раскулаченных. С южных районов которые к нам, на Север,
были высланы. Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето
баржами возили». Эти сцены говорят сами за себя. Расстрелы,
убийства, полное разрушение деревенского быта, реки крови и
страданий...
«Раскулачивали наиболее расторопных, хозяйственно-инициа-
тивных мужиков. Построил мельницу, завел смолокурню, масло-
бойку выписал — враг. Враг каждый, кто проявлял хоть какую-ни-
будь инициативу. Желанный, идеальный гражданин — лодырь,
бездельник», — писал автор о проблеме раскулачивания.
Глубина проблематики в книгах Абрамова связана с достовер-
ным знанием жизни русской деревни, души и характера крестьян-
ства, пониманием его трагедии в советское время.