ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА»
(Опыт рецензии)
Время — кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас — его черты и складки,
Приглядевшись, можно снять.
А Кушнер
Повесть Бориса Львовича Васильева «Завтра была война» напи-
сана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя «А зо-
ри здесь тихие...» стала одним из самых лучших и известных в на-
шей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть от-
крывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в на-
шей жизни — юность. Талант писателя выразился, главным обра-
зом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период че-
ловеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым челове-
ком.
Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через
пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юно-
сти, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями,
со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель
как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произош-
ло с ним сорок лет назад.
Основная часть — это рассказ о жизни автора, написанный так,
будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из
шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или
какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние со-
бытия, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с пи-
сателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый
класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на та-
кую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запу-
тывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке
рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, склады-
ваются удивительно ловко и точно, составляя завершенный харак-
тер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писате-
ля.
Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонич-
но вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок
лет вперед, в 1972 году, размышляя вместе с автором над прош-
лым.
В центре повествования оказываются несколько одноклассни-
ков. Искра Полякова — бойкая и целеустремленная девочка, меч-
тающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стен-
газеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры
есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проб-
лем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется,
она начинает сомневаться в тех «истинах», которые так старатель-
но внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.
352
Зина Коваленко — ветреная и непостоянная. Искра говорила,
что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с
помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и
она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и да-
же приобретает в конце повести самостоятельность и рассудитель-
ность Искры.
Вика Люберецкая — самая загадочная и непонятная для одно-
классниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и пото-
му до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим от-
цом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное
для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика
кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый чело-
век.
Взросление девочек происходит сначала физически, а затем мо-
рально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тя-
нутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана
Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отлични-
ком, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на
авиазавод.
Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса,
влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс проис-
ходит и с некоторыми другими ребятами.
В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возраст-
ных изменений невольно стал новый директор школы — Николай
Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не ско-
вывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоци-
рует взросление.
Антиподом Ромахина в повести является классная руководите-
льница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра,
как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового ди-
ректора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала
все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спо-
рила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя счи-
тать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно
искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый
директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволи-
ла ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.
Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учите-
ля литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг
их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести.
Второстепенные персонажи — это родители учеников и два учите-
ля, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих де-
тей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но
все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое
понимание действительности. И даже товарищ Полякова — мать
Искры, — «железная» женщина, привыкшая командовать доче-
рью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, сми-
ряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно ска-
зать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь
многих ребят, став их идеалом.
Тематика произведения выражается именно этим взрослением
12-3959 353
(о котором я говорил выше, описывая героев отдельно). Основной
идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни &
коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспиты-
вать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым
путем.
Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части по-
вести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и
эпилога — воспоминания автора о своей молодости. А идея выра-
жается в том, что запоминается в жизни только самое прекрас-
ное — юность. Повесть называется — «Завтра была война», но о
войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.
Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее
содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев
пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним
заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что
ее не будет, и искренне в это верим.
И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь,
эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горе-
ли в танке и шли в бой, а то, что было до этого.
Эта повесть тронула меня до глубины души. На многое открыла
глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Борис Васи-
льев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном ды-
хании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне, как ребенку,
хотя и взрослеющему, было весьма полезно взглянуть со стороны
на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.