РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. В. БЫКОВА «ОБЕЛИСК»
Прекрасные человеческие ка-
чества с особой силой проявляются
именно в момент наибольшей опас-
ности.
И. Панин
Огромный интерес представляет творчество известного белорус-
ского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рас-
сказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и
мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на
шестидесятые—семидесятые годы. Именно в то время увидели свет
такие крупные произведения автора, как «Сотников», «Дожить до
рассвета», «Волчья стая» и другие.
События Великой Отечественной войны с течением времени не
теряют своего значения. Не случайно писатели и поэты, публици-
сты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме. В раз-
ные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по-разно-
му.
Для литературных произведений первых военных лет было ха-
рактерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению
действительности.
В художественной литературе послевоенных десятилетий на
первый план выступают темы пережитого во время войны и переос-
мысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и
творчество В. Быкова.
Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме
войны, они значительно отличаются от произведений других авто,-
ров, писавших об этом времени. Писателя в первую очередь интере-
суют не столько эпизоды войны, сколько психология героев, а так-
же мотивы, определяющие их поступки.
Нравственная проблема в творчестве В. Быкова служит как бы
«вторым оборотом» ключа, открывающего дверь в произведение.
«Первый же его оборот» позволяет нам войти в мир героев и ока-
заться свидетелями тех событий, которые происходят с ними в эти
трагические военные дни.
Другой отличительной чертой произведений В. Быкова является
то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрыва-
ются с совершенно неожиданной стороны. Вот как сказал один из
героев В. Быкова: «Вот что значат условия. Наверное, в одних
условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая.
Поэтому у каждого времени свои герои». Наиболее ярко это прояв-
ляется в непростых условиях войны. В своей повести «Сотников»
писатель показывает, как очень сильный физически и на первый
взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обста-
новку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий
по характеру Сотников — духовно сильным и честным человеком.
Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отра-
жена в повести В. Быкова «Обелиск», в которой автор рассказыва-
ет о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учите-
ля Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он на-
365
всегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не
был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один
из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя
назвать подвигом.
Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука,
присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, ко-
торый всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все
же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в па-
мять которых в селе был поставлен обелиск,
Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые
за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал
поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал
на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая,
что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался
сделать из своих учеников «отличников учебы и послушных зуб-
рил», прежде всего, он старался помочь стать им настоящими лю-
дьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого
выбора.
В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нель-
зя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их
огромной роли в духовном развитии народа. «Мороз был одним из
них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, не-
взирая на трудности и неудачи».
Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась
война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в
Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких
властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что «не для то-
го он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили». В
отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника проку-
рора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного нена-
вистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой,
остался учителем, помогал партизанам.
Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, без-
заветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста
Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытка-
ми фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не гово-
рит об Алесе Ивановиче.
Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена раз-
ными читателями по-разному. Я же полагаю, что этот поступок
Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами
поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием
своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих
учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до по-
следнего момента Мороз оставался благородным человеком, не счи-
тая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К сча-
стью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был
тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело
своего учителя.
Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими деть-
ми, как Янош Корчак, польский учитель, который пошел в газо-
366
вую камеру вместе с учениками. Автор нигде не упоминает этого
имени, но аналогия возникает сама собой.
В. Быков обращается к вечным, «нетленным» темам. Идея доб-
роты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых
выдающихся русских писателей. Мы находим ее в раздумьях Бол-
конского и Безухова, Раскольникова и князя Мышкина о жизни и
смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорах Иешуа и Пи-
лата об истинных человеческих ценностях.
Как и многие другие произведения писателя, повесть «Обелиск»
производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься.
Я полагаю, что благородный человек, даже если он физически слаб
(ведь Мороз был почти калекой), в одиночку способен совершить
героический поступок, пойти на самопожертвование ради спасения
еще более слабых и беззащитных.
Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героиче-
ском поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный
вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе ис-
тинно человеческое: доброту, любовь, сострадание, готовность при-
нять смерть за своих близких. И в этом плане главная мысль «Обе-
лиска* выходит далеко за рамки описания событий войны и сопри-
касается с лучшими традициями отечественной литературы — по-
иском нравственных истин, к которым постоянно обращались в
своих произведениях такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоев-
ский, М. Булгаков и многие другие.
Обелиски... Обелиски... Много их на моей родной земле.
Для меня они — символ величия духа павших и нравственной
чистоты живущих.
Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Ро-
дины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли
войну, в «детях войны», которые вырастили новое поколение с иде-
алами преданности Отечеству.