РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ В. А. СОЛОУХИНА «МСТИТЕЛЬ»
Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор
многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде
его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формиро-
вание личности современного человека.
Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью.
369
Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в
сюжете скрыта какая-то интрига, обман и месть за этот обман.
Можно предположить, что далее начнется детективная история.
Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя
на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающе-
го зло.
Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет
проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.
Главные герои — школьники, учащиеся одной школы, одного
класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествова-
нию от первого лица, — автор. Этот рассказ — воспоминание детст-
ва с последующим переосмыслением.
В основе новеллы лежит конфликт-интрига.
Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», наса-
живая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шари-
ки в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаян-
но, а может, я специально, попадает рассказчику в спину. С этого
момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевает
обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мес-
ти.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся от-
вечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел
рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело
ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более уда-
рить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается
от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил
себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Ви-
тьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».
В настоящее время многие конфликты, возникающие между
взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого челове-
ка, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пой-
дет на все.
Новелла — художественно рассказанная жизненная история.
Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Ав-
тор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстанов-
ки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: раз-
мышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно.
Ведь мстить может каждый, но простить — только духовно силь-
ный и благородный человек.
Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказани-
ем» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ре-
бенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приго-
вор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь
жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.
На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, зама-
нивающим свою, жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что
это? Трусость? Или, наоборот, смелость?
Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека
тяжелее простить обидчика, чем наказать его.