РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА
«ЦАРЬ-РЫБА» (/ вариант)
Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему
природы. Это может быть простое описание места разворачиваю-
щихся событий данного произведения или выражение чувств ге-
роя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к
природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые счита-
ют, что человек — создатель и он должен покорить все живое, оби-
тающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа —
это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый
писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и ос-
мыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем про-
изведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и
найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: .
храм или раба человека?
Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич —
рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нель-
зя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом уда-
ленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил
реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он
аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоря-
жается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для
чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно
обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы».
Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему
приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается
браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего ца-
ря природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит
жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между
ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут
больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания
люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, рас-
трачивают единственное ценное, что есть на земле. Но зачем приро-
де такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет?
Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-
рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы.
Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она — это знак
свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и ни-
кому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность
человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же
происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей приро-
ды? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стрем-
ление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его
мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпус-
тить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза.
Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над сове-
стью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало выта-
щить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он
смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в
себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата,
371
ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность
губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной».
Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном бою
со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией,
природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой,
прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения,
они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту
рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в ру-
ках у природы. Так, значит, не человек сотворяет природу, а при-
рода властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она
дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич —
умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в
содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые
поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие застав-
ляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том,
как он будет жить дальше, если выживет здесь.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями толь-
ко еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все
же он дает ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где че-
ловек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он
должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть
природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего
живого.
Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему:
проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но
какое же место занимает женщина? Семья — это единое целое. Ес-
ли муж — голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага,
должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к
своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой. Женщины
в семьях живут в постоянном страхе. Они стараются во всем уго-
дить своим мужьям и боятся, что могли что-то сделать не так. При-
ветствуется только покорность жены, слепое поклонение и подчи-
нение мужу. Страх внушается женщинам с детства, поэтому побо-
роть его нелегко, только какое-либо чрезвычайное происшествие
может помочь им в этом. Так, только смерть дочери заставила же-
ну Командора преодолеть чувство страха перед мужем и открыто
выступить против него. А каковы же отношения между братьями?
И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют:
Командор знает, что Игнатьич — лучший рыбак, и завидует ему, а
Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он.
Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях
между людьми в поселке, — это жадность.
- Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рас-
сказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов.
Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публи-
цистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить
ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы
с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Так-
же оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные
стили делают события, происходящие в повествовании, более реа-
листичными.
372
Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь,
прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это
кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начала анализиро-
вать свои поступки. И если я нахожу, что совершила когда-нибудь
ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить. В
этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно
ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впус-
тую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь,
осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими
глазами.