РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА
«ЦАРЬ-РЫБА» (П вариант)
Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей на-
ших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Си-
бири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сер-
дцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы
ни бросала его жизнь.
Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые
воспоминания — привольная жизнь в деревне, бабушка Катерина,
научившая любить людей и природу, жить по законам добра и
справедливости.
С Великой Отечественной войны вернулся с несколькими ране-
ниями и многими идеями, которые легли в основу его будущих
произведений.
Астафьева я знаю по рассказам «Перевал», «Кража», роману
«Печальный детектив». Но наибольшее впечатление оставила кни-
га «Царь-рыба», которой и посвящена моя работа,
«Царь-рыба» — повествование рассказов, ранее услышанных
автором от самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих
браконьеров, Николай — о славной собаке Боей, но больше всего
автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих
героев повествование не ведется. Писатель художественно пере-
плавляет их рассказы; преобладает его оценка героев, отбор фак-
тов. Именно фигура автора-повествователя объединяет отдельные
главы этого произведения, придавая им художественную целост-
ность. Все многоголосие проблем фокусируется на этом образе, чер-
ты его ясно просматриваются в главах «Царь-рыба», «Уха на Бога-
ниде», «Сон о белых горах», где он внешне не присутствует. Слия-
ние эпических и лирических начал придает жанру книги своеобра-
зие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в
рассказах.
Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художествен-
но исследует их противоречивое содержание. Природа не только
врачует душу человека (глава «Капля»), но может быть слепа и же-
стока, как мы видим это, например, в главе «Поминки». Разум и
духовный опыт позволяют человеку установить гармонические
взаимоотношения между ним и природой, активно используя и по-
полняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и приро-
ды, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В челове-
373
ческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему жи-
вому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничто-
жение природы разрушающе сказывается на самом человеке. При-
родные и социальные законы не дают ему права переступить ту
«черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных
пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколо-
бое, клыкастое мурло первобытного дикаря».
При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно
можно разделить на две группы, исходя из оценок и отношения к
ним автора-повествователя. Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел
Егорович, Колыпа, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованы с
особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмо-
циональным тоном радости, с проявлением человеческой работы и
уважения к живой душе этих героев.
Астафьев не приемлет корыстолюбия, уничтожающего душу,
слепой зависти и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыба-
ка Грохотало, что определяет и авторскую оценку этих героев, со-
ставляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и доб-
рота делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает
духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу и
нравственно калечит окружающих.
В «Царь-рыбе» жизненный материал разных послевоенных де-
сятилетий спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного
содержания. Постоянное сравнение прошедшего с настоящим,
стремление автора полнее воплотить характер, поступки; духовные
черты персонажей обуславливают временные сдвиги в «Царь-ры-
бе». Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейном содер-
жании занимает глава «Боей», содержащая обобщенные художест-
венные выводы. В этой главе характеризуется личность автора-по-
вествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные
линии.
Рассказы первой части повести имеют общую идейную направ-
ленность, в них отвергается хищничество, браконьерское отноше-
ние к природе. Развитие сюжетных линий тесно связано с образом
повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа «Царь-
рыба»; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному,
расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с
царь-рыбой. «Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная* ухо-
дит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в конце рассказа, от-
рицая жестокое, потребительское использование природных бо-
гатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые навязыва-
ют ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержание второй части «Царь-рыбы» больше сосредоточено
на нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На
первый план выходит конфликт между Акимом и Герцевым, Писа-
тель создает подробный внутренний портрет Акима. В главах «Уха
на Боганиде», «Поминки», «Сон о белых горах» нет образа повест-
вователя, сюжетная линия Акимов — Герцев тяготеет к саморазви-
тию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе «Сон о белых
горах», углубляются и поясняются в заключительной главе «Нет
374
мне ответа!». Эта глава завершает лирическое произведение Аста-
фьева, придает ему целостность.
В «Царь-рыбе» широк диапазон художественных приемов, испо-
льзованных автором. Взять, к примеру, своеобразие интонацион-
ных переходов, приемы сатиры, юмора, иронии, подтверждающие
авторское отношение к героям и явлениям. Разнообразные средства
использует автор при создании образа Акима: интонация искренне-
го удивления его душе, умеющей чувствовать и откликаться на
красивое в природе и человеке (глава «Туруханская лилия»); от
иронического недовольства уступчивостью там, где не следовало, до
романтических приемов в главе «Сон о белых горах», утверждаю-
щих значимость такого человека в миру людском.
Изменяется Сибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти
процессы. Заключительные строки «Царь-рыбы» наиболее емко ха-
рактеризуют образ писателя, мудрого современника, для которого
творчество — это вечное стремление к истине, утверждение добра и
красоты в кипучем биении жизни на земле.