РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА
«ЦАРЬ-РЫБА» (III вариант)
В этом году я познакомилась с удивительной книгой — сборни-
ком новелл Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба».
Это повествование о просторах великой сибирской реки, бес-
крайней тайге, голубизне и шири поднебесья, «нескончаемости ми-
роздания и прочности жизни», которая «играет» в малой капле и
цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солн-
ца.
Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого,
кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью
природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение
жизни даже в капле и цветке.
Не стала исключением и я, возможно, потому, что природа
края, описываемого в книге Астафьева, очень близка мне, так как
там находится не только родина писателя, но и моя, оставшаяся в
памяти самой близкой и прекрасной.
Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по-
своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и
природы.
В «Царь-рыбе» поставлено множество важных проблем: фило-
софских, нравственных, экологических и социальных.
Так, например, в новелле «Капля» автором была затронута важ-
ная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рас-
суждениях о капле, замершей на «заостренном конце продолгова-
того ивового листа».
Капля у автора повествования — это отдельная человеческая
жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается
в слиянии ее с другими, в образовании потока-реки жизни.
Чрезвычайно важны здесь и размышления рассказчика о детях,
в которых продолжаются наши краткие радости и благотворные пе-
чали, наша жизнь.
375
Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не
исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в
мире ничто не проходит бесследно — вот основная мысль, выра-
женная писателем в «Капле».
В книге «Царь-рыба» есть новелла с таким же названием. Види-
мо, автор придает ей особое значение, поэтому мне хотелось бы по-
дробнее остановиться именно на ней.
Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают
односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за
сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточ-
ный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он по-
могает людям, но в его поступках нет искренности. Не складыва-
ются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.
В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый ры-
бак.
Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опы-
том предков и собственным, обретенным за долгие годы.
Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и лю-
дям, так как занимается браконьерством.
Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки
непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность
и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который мо-
жет его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка
рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем
ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой.
Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.
Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на «доисто-
рического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со
змеиной холодностью, чего-то таили в себе».
Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «ко-
зявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой
природы».
С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-ры-
бу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже герой новеллы
понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».
Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила все-
поглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра
два, если не больше. Икру тоже на троих?!»
Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но че-
рез некоторое время «жадность он почел азартом», а желание пой-
мать осетра оказалось сильнее голоса разума.
Кроме жажды наживы, была еще одна причина, заставившая
Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это
удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой но-
веллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому
Якову».
Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул
обухом топора в лоб царь-рыбу...».
Образ топора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольни-
ковым. Но герой Достоевского поднял его на человека, а Игнатьич
замахнулся на саму мать-природу.
376
Герой новеллы думает, что ему все дозволено. Но Астафьев счи-
тает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. С за-
миранием сердца следишь за поединком Игнатьича с таинственной
рыбой.
Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими
же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Ре-
ки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет ав-
тор.
Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да
он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады за-
былся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались од-
ной долей». Их обоих ждет смерть.
Страстное желание жить заставляет человека рваться с крюч-
ков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я
брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич.
Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собст-
венную гордыню. Он кричит: «Вра-ате-ельни-и-и-ик!..» Игнатьич
чувствует, что погибает.
Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брю-
хом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти жен-
ской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему
потому, что их обоих ждет смерть.
В этот момент человек начинает вспоминать свое детство,
юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли
о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством.
Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда бу-
дет лежать на его совести тяжелым грузом.
Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший моло-
дых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий
грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попа-
дется коды — отпушшайте сразу».
Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над
своим прошлым.
Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина
лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он
совершил проступок, не имеющий оправдания.
Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за
его дурные поступки.
В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги: че-
ловека ожидает расплата не только за варварское отношение к при-
роде, но и за жестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что
природа закладывает изначально (доброту, порядочность, милосер-
дие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не толь-
ко по отношению к природе, но и к самому себе.
Человек — это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с
ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, «покоре-
ние». Это утверждает Астафьев в своей книге.
Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты
нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит
прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее...
ее-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба осво-
377
бождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле
«десятки смертельных уд».
Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не
висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа прости-
ла его, дала еще один шанс на искупление всех грехов и начало но-
вой жизни.
Книга В. П. Астафьева мне понравилась тем, что автор подни-
мает в своем произведении не только экологические, но и нравст-
венные проблемы.
«Царь-рыба» воспитывает чувство ответственности и заставляет
задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные по-
ступки человека обязательно ждет возмездие.
Читается этот сборник новелл с большим интересом, учит лю-
бить природу, воспитывать доброе отношение к человеку.
Своеобразен язык произведения. Писатель охотно использует те
слова, которые употребляют люди, живущие в его родных местах.
Эта книга делает читателя добрее, умнее.