РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН В. П. АСТАФЬЕВА
«ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ» (/ вариант)
Основной задачей литературы всегда была задача отношения и
разработки наиболее актуальных проблем: в XIX веке была пробле-
ма поиска идеала борца за свободу, на рубеже XIX—XX веков —
проблема революции. В наше время наиболее актуальной является
тема нравственности. Отражая проблемы и противоречия нашего
времени, мастера слова идут на шаг вперед своих современников,
освещая путь к будущему.
Виктор Астафьев в романе «Печальный детектив» обращается к
теме нравственности. Он пишет о будничной жизни людей, что ти-
пично для мирного времени. Его герои не выделяются из серой тол-
пы, а сливаются с нею. Показывая простых людей, страдающих от
несовершенства окружающей жизни, Астафьев ставит вопрос о рус-
ской душе, о своеобразии русского характера. Все писатели нашей
страны так или иначе пытались решить этот вопрос. Своеобразен
роман по содержанию: главный герой Сошнин считает, что эту за-
гадку души мы придумали сами, чтобы отмолчаться от других.
Особенности русского характера, такие, как жалость, сочувствие к
другим и равнодушие к себе, мы сами в себе развиваем. Писатель
пытается растревожить души читателя судьбами героев. За мелоча-
ми, описывающимися в романе, скрывается поставленная пробле-
ма: как помочь людям? Жизнь героев вызывает сочувствие и жа-
лость. Автор прошел войну, и ему, как никому другому, знакомы
эти чувства. Увиденное на войне вряд ли может оставить кого-то
равнодушным, не вызывать сострадания, душевной боли. Описыва-
емые события происходят в мирное время, но нельзя не почувство-
вать сходство, связь с войной, ибо показанное время не менее тяже-
лое. Вместе с В. Астафьевым мы задумываемся над судьбами людей
и задаемся вопросом: как мы дошли до такого?
Название «Печальный детектив» мало о чем говорит. Но если
вдуматься, то можно заметить, что главный герой действительно
378
похож на печального детектива. Отзывчивый и сердобольный, он
готов откликнуться на любую беду, крик о помощи, пожертвовать
собой ради блага совершенно незнакомых людей. Проблемы его
жизни напрямую связаны с противоречиями общества. Он не мо-
жет быть не печальным, потому что видит, какова жизнь людей,
окружающих его, каковы их судьбы. Сошнин не просто бывший
милиционер, он приносил пользу людям не только по долгу служ-
бы, но и по зову души, у него доброе сердце. Астафьев через назва-
ние дал характеристику своему главному герою. События, описан-
ные в романе, могли бы происходить и сейчас. В России простым
людям всегда было нелегко. Не указано время, события которого
описаны в книге. Можно только догадываться, что это было после
войны,
Астафьев рассказывает о детстве Сошнина, о том, как он рос без
родителей у тети Лины, потом у тети Грани. Описывается и пери-
од, когда Сошнин был милиционером, ловил преступников, рискуя
жизнью. Сошнин вспоминает о прожитых годах, хочет написать
книгу об окружающем его мире.
В отличие от главного героя, Сыроквасова далеко не положите-
льный образ. Она типичный деятель современной художественной
литературы. Ей поручено выбирать, чьи произведения печатать, а
чьи нет. Сошнин всего лишь беззащитный автор, находящийся под
ее властью среди многих других. Он еще в самом начале своего пу-
ти, но он понимает, за какое неимоверно трудное дело взялся, как
слабы еще его рассказы, как много возьмет у него, ничего не дав
взамен, литературный труд, на который он обрек себя.
Читателя привлекает образ тети Грани. Ее терпимость, доброта
и трудолюбие достойны восхищения. Она посвятила свою жизнь
воспитанию детей, хотя своих у нее никогда не было. Никогда тетя
Граня не жила в достатке, не имела больших радостей и счастья,
но она отдавала все лучшее, что у нее было, сиротам.
В конце роман переходит в рассуждение, раздумье главного ге-
роя о судьбах окружающих его людей, о беспросветности существо-
вания. В своих подробностях книга не имеет характер трагедии, но
в общих чертах она заставляет задуматься о грустном. Писатель ча-
сто за, казалось бы, обыденным фактом личных отношений видит
и чувствует гораздо больше. Дело в том, что в отличие от осталь-
ных он анализирует собственное чувство глубже и всестороннее. И
тогда единичный случай возводится в общее начало, превалирует
над частным. В мгновении выражается вечность. Несложный на
первый взгляд, небольшой по объему роман таит в себе очень слож-
ное философское, социальное и психологическое содержание.
Мне кажется, что к «Печальному детективу» подходят слова
И. Репина: «В душе русского человека есть черта особого, скрытого
героизма... Он лежит под спудом личности, он невидим. Но это —
величайшая сила жизни, она двигает горами... Она сливается все-
цело со своей идеей, «не страшится умереть». Вот где ее величай-
шая сила: «она не боится смерти».
Астафьев, по-моему, ни на минуту не выпускает из поля зрения
нравственный аспект бытия человека. Этим, пожалуй, его творче-
ство привлекло мое внимание.