РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН В. П. АСТАФЬЕВА
«ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ» (III вариант)
В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отра-
жена жизнь людей XX века. Астафьев — человек, которому извест-
ны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни. Виктор
Петрович прошел войну рядовым, знает все тяготы послевоенной
жизни. Я думаю, что он со своей мудростью и опытом относится к
тем людям, к советам и наказам которых нужно не только прислу-
шиваться, а стараться выполнять их. Но Астафьев не выступает в
роли пророка, он просто пишет о том, что ему близко и что волнует
его.
Хотя произведения Виктора Петровича относятся к современ-
ной русской литературе, проблемам, которые в них часто поднима-
ются, уже не одна тысяча лет. Вечные вопросы добра и зла, наказа-
ния и справедливости уже давно заставили человека искать на них
ответы. Но это оказалось делом очень сложным, потому что ответы
кроются в самом человеке, а в нас переплелись добро и зло, чест-
ность и бесчестье. Имея душу, мы часто бываем равнодушными. У
всех есть сердце, но нередко нас называют бессердечными.
В романе Астафьева «Печальный детектив» поднимаются проб-
лемы преступления, наказания и торжества справедливости. Тема
романа — нынешняя интеллигенция и нынешний народ. В произ-
ведении рассказывается о жизни двух небольших городков: Вейска
и Хайловска, о людях, живущих в них, о современных нравах.
Когда говорят о маленьких городах, в сознании возникает образ ти-
хого, мирного места, где жизнь, наполненная радостями, течет
медленно, без особых чрезвычайных происшествий. В душе появ-
ляется чувство умиротворения. Но ошибается тот, кто так думает.
На самом деле жизнь в Вейске и Хайловске течет бурным потоком.
Молодые люди, напившись до такой степени, когда человек превра-
381
щается в животное, насилуют женщину, которая годится им в
матери, а родители оставляют ребенка запертым в квартире на не-
делю. Все эти картины, описанные Астафьевым, приводят читателя
в ужас. Становится страшно и жутко от мысли о том, что исчезают
понятия честности, порядочности и любви. Описание этих случаев
в виде сводок является, на мой взгляд, важной художественной
особенностью. Слыша каждый день о различных происшествиях,
мы порой не обращаем внимания, а собранные в романе, они за-
ставляют снять розовые очки и понять: если это произошло не с то-
бой, то не значит, что это тебя не касается. Роман заставляет заду-
маться над своими поступками, оглянуться назад и посмотреть, что
ты сделал за прожитые годы. После прочтения задаешь себе во-
прос: «А что я сделал доброго и хорошего? Замечал ли я, когда че-
ловеку рядом со мной было плохо?» Начинаешь задумываться над
тем, что равнодушие является таким же злом, как и жестокость. Я
думаю, что поиск ответов на эти вопросы является целью произве-
дения. В романе «Печальный детектив» Астафьев создал целую си-
стему образов. Автор знакомит читателя с каждым героем произве-
дения, рассказывая о его жизни. Главным героем является опера-
тивный работник милиции Леонид Сошнин. Он — сорокалетний
мужчина, получивший несколько ранений при исполнении служеб-
ных обязанностей, — должен уйти на пенсию. Уйдя на заслужен-
ный отдых, он начинает писать, пытаясь разобраться, откуда в че-
ловеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? От-
чего вместе с этой жестокостью существует в русских людях жа-
лость к арестантам и равнодушие к самим себе, к соседу — инвали-
ду войны и труда? Главному герою, честному и смелому оператив-
ному работнику, Астафьев противопоставляет милиционера Федора
Лебеду, который потихонечку служит, переходя с одной должности
на другую. На особо опасных выездах он старается жизнью не рис-
ковать и предоставляет право обезвреживать вооруженных пре-
ступников своим напарникам, и не очень важно, что у напарника
нет табельного оружия, потому что он недавний выпускник мили-
цейского училища, а у Федора есть табельное оружие. Ярким обра-
зом в романе является тетя Граня — женщина, которая, не имея
своих детей, отдавала всю любовь детям, игравшим около ее дома
на железнодорожной станции, а затем детям в Доме ребенка.
Часто герои произведения, которые должны вызывать отвраще-
ние, вызывают жалость. Урна, превратившаяся из женщины, зани-
мавшейся самодеятельностью, в пьяницу без дома и семьи, вызыва-
ет сочувствие. Она орет песни и пристает к прохожим, но становит-
ся стыдно не за нее, а за общество, отвернувшееся от Урны. Со-
шнин говорит о том, что ей пытались помочь, но ничего не получи-
лось, а теперь на нее просто не обращают внимания.
Есть в городе Вейске свои Добчинский и Бобчиндкий. Астафьев
даже не изменяет фамилии этим людям и дает характеристику им
цитатой из «Ревизора» Гоголя, опровергая тем самым известное из-
речение о том, чтр ничто не вечно под луной. Все течет, все изменя-
ется, а такие люди остаются, меняя одежду XIX века на модный
костюм и рубашку с золотыми запонками XX века. Есть в городе
Вейске и свое литературное светило, которое, сидя в своем кабине-
382
те, «окутавшись сигаретным дымом, дергалось, елозило на стуле и
сорило пеплом».
Это Сыроквасова Октябрина Перфильевна. Именно этот чело-
век, описание которого вызывает улыбку, двигает вперед и дальше
местную литературу. Эта женщина решает, какие произведения пе-
чатать. Но не все так плохо, ведь если есть зло, то существует и
добро.
Леонид Сошнин мирится с женой, и она снова к нему возвраща-
ется вместе с дочерью. Немного грустно оттого, что помириться их
заставляет смерть соседки Сошнина, бабушки Тутышихи. Именно
горе сближает Леонида с Лерой. Чистый лист бумаги перед Сошни-
ным, который пишет обычно ночью, является символом начала но-
вого этапа жизни семьи главного героя. И хочется верить, что даль-
нейшая их жизнь будет счастливой и радостной, а с горем они
справятся, потому что будут вместе.
Роман «Печальный детектив» — захватывающее произведение.
Хотя читать его трудно, потому что слишком страшные картины
описывает Астафьев. Но такие произведения нужно читать, потому
что они заставляют задуматься над смыслом жизни, чтобы не про-
шла она бесцветно и пусто.
Мне понравилось произведение. Я много важного вынесла для
себя, многое поняла. Я познакомилась с новым писателем и точно
знаю, что это не последнее произведение Астафьева, которое я про-
читаю.