РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН В. С. ГРОССМАНА
«ЖИЗНЬ И СУДЬБА» (III вариант)
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» — одно из тех про-
изведений, путь к читателю которых складывался непросто. Роман
писался почти три десятилетия назад, но не был напечатан. Как и
многие, он увидел свет уже после смерти автора. Можно сказать, что
это одно из самых ярких и значительных произведений послевоен-
ной русской литературы. «Жизнь и судьба» охватывает события во-
енных и предвоенных лет, захватывает важнейшие события нашего
бытия. Через весь роман проходит мысль о том, что во всех жизнен-
ных ситуациях главное — судьба человека, что каждый человек —
это целый мир, который нельзя ущемить, не ущемляя одновременно
интересов всего народа. Эта мысль глубоко гуманистична.
Утверждая высокий гуманистический идеал любви и уважение
к человеку, В. Гроссман разоблачает все то, что направлено против
человека, что уничтожает его неповторимую личность. В романе со-
поставляются два режима — гитлеровский и сталинский. По-мое-
му, В. Гроссман одним из первых наших писателей, критикуя то,
что мы сегодня смело называем «сталинщиной», пытается опреде-
лить корни, причины этого явления. Как гитлеризм, так и стали-
низм уничтожают в человеке главное — его достоинство. Вот поче-
му роман, воюя со сталинизмом, защищает, отстаивает достоинство
личности, рассматривая ее в самом центре всех поставленных во-
просов. Личная судьба человека, живущего в тоталитарном госу-
дарстве, может сложиться благополучно или драматически, но она
всегда трагична, так как человек не может исполнить свое жизнен-
ное предназначение иначе, как став деталью машины. Если маши-
на совершает преступление, человек не может отказаться быть ее
соучастником. Он им станет — хотя бы в качестве жертвы. Жертва
может сгнить в лагере или счастливо умереть в кругу семьи.
Трагедия народа, по В. Гроссману, заключается в том, что, ведя
освободительную войну, он, по сути дела, ведет войну на два фрон-
та. Во главе народа-освободителя стоит тиран и преступник, кото-
рый усматривает в победе народа свою победу, победу своей личной
власти.
402
На войне человек получает право стать личностью, он получает
возможность выбора. В доме «шесть дробь один» Греков совершает
один выбор, а Крымов, пишущий на него донос, — другой. И в
этом выборе выражается суть данного человека.
Идея романа, мне кажется, заключается в том, что война у
В. Гроссмана — огромная беда и в то же время огромное очищение.
Война точно определяет, кто есть кто и кто чего стоит. Есть Нови-
ков, и есть Гетманов. Есть майор Ершов, и есть те, кто даже на
краю смерти шарахаются от его смелости и свободы.
Новиков — умный, совестливый комкор, который не может от-
носиться к солдатам как к живой силе и побеждает врага военным
умением на поле боя. Рядом с ним бригадный комиссар Гетма-
нов — человек номенклатуры. На первый взгляд он кажется обая-
тельным и простым, но на самом деле он живет по классовым зако-
нам: к себе он применяет одни мерки, а к другим — иные.
И побеждает только совесть, правда, человечность, проходящая
жестокое испытание. Ни соображения Сталина, ни его лозунги и
призывы не были победоносны. Дрались за другое, что-то светлое и
необходимое, даже если оно прикрывалось звонким лозунгом. Де-
ление на категории, навешиванье ярлыков «врагов народа» — все
это ушло, как навязанная фальшь. Открылось главное: во имя чего
и ради чего должен жить человек, ценящий себя и свободу духа.
Очень ярким в этом смысле мне кажется образ Грекова, один из са-
мых привлекательных в романе. Греков не боится никого — ни не-
мцев, ни начальства, ни комиссара Крымова. Это смелый, внутрен-
не свободный, независимый человек.
Дискуссии о свободе, о добре и доброте, о дружбе, о причинах
полной покорности человека перед лицом тотального насилия раз-
вертываются у В. Гроссмана под пулями, на пороге газовой каме-
ры, на квартирах ученых в Казани и в камерах Лубянки. В. Гросс-
ман погружается в самые ндзы бесчеловечной войны и бросает
взгляд на ее верхи: в штаб Еременко и в штаб Паулюса. Писатель
наблюдает воронку, в которой одновременно прячутся от смерти
русские и немец, видит физический страх и духовное благородство,
святой порыв и предательство, грубость, нежность, слезы. Греков
уже недвусмысленно поглядывает на радистку Катю, желая урвать
от жизни хоть что-то, пока он жив. Но и это циничное чувство в
конце концов растворяется в самоотрешении, и он отсылает Катю и
ее возлюбленного Сережу прочь из дома, спасая их самих и их лю-
бовь.
Вместе с тем В. Гроссман показывает и античеловеческую сущ-
ность войны: осажденный Сталинград воюет на последней кромке
берега, героически сопротивляются защитники города. А рядом —
будничные заботы, борьба зависти, тщеславия и настоящей любви.
Впервые писатель показывает не сюжет, а философствует о вой-
не. Широкомасштабность охвата явлений роднит роман В. Гроссма-
на с толстовской эпопеей «Война и мир». У В. Гроссмана тот же
размах, то же сплетение линий жизни, судеб в один узел, их схож-
дение в одно историческое действо.