РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ
«НОВЫЕ РОБИНЗОНЫ» (/ вариант)
Людмила Петрушевская среди современных писателей стоит
особняком. Ее пьесы и рассказы не могут не заставить человека ду-
мать о жизни, о смысле и цели существования. Она пишет прежде
всего о проблемах, волнующих людей, о наиболее важных вопро-
сах, интересующих человека.
В рассказе «Новые робинзоны» писательница рисует картину
бегства, бегства главных героев от действительности, от мира, в ко-
тором живут и мучаются миллионы людей.
Жизнь невозможна в такой бесчеловечной цивилизации. Жесто-
кость, голод, бессмысленность существования — все это становится
причиной бегства от такой жизни. Человек не хочет отвечать за все
то, что творится в мире, не хочет нести ответственность за смерти
людей, за кровь и грязь.
Вот так и попала обычная городская семья в заброшенную и
глухую деревеньку. Они сбежали, не смогли больше терпеть того
режима, той системы, в которой находились: «Мои мама с папой
решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со
мной и грузом набранных продуктов в деревню, глухую и забро-
шенную, куда-то за речку Мору».
Приехав в это забытое богом место, они тотчас же взялись за ра-
боту: «Отец копал огород... посадили картофеля...» Началась новая
жизнь. Здесь все нужно было начинать заново, строить новую, дру-
гую, не похожую на ту жестокую, лучшую жизнь.
«Во всей деревне было три старухи...» И только у одной из них
была семья, которая иногда приезжала за солеными огурцами, ка-
пустой и картошкой. Одиночество стало уже привычным образом
жизни. Другой старости у них и нет. Они уже привыкли жить в го-
лоде, холоде и нищете, они смирились с такой жизнью. Марфутка,
одна из старух, даже не выходила на огород, она «пережила еще
одну зиму» и, видимо, «собиралась умирать от голода».
Ситуация, в которой оказались все жители деревни, безысход-
ная. Кто-то пытается выжить, а кто-то устал от постоянной борьбы
за бессмысленное существование.
Семейство, только что приехавшее сюда, нашло как бы свой
«островок счастья». Они сами выбирали себе такой путь, не смогли
больше быть жертвами. И я считаю: правильно сделали. Зачем тер-
петь жизнь, в которой плохо, если можно самим сделать ее лучше.
416
Главный герой рассказа — отец, глава семейства. Это он решил,
что настоящая жизнь — жизнь в изоляции. Он надеется на себя, на
свои силы, на то, что он сможет обеспечить существование своей
жене и дочери.
В рассказе также важен образ маленькой девочки Лены, мать
которой, пастушиха Верка, повесилась в лесу от нехватки денег на
таблетки, «без которых она не могла*. Лена — символ будущего.
Маленькая девочка, у которой еще вся жизнь впереди. Ей только
предстоит узнать и, может, даже пережить эту жизнь. Вместе с ней
представителем будущего поколения является мальчик, малыш,
подброшенный беженцами. Его нашли на крыльце и прозвали
Найден. Эти дети только в будущем поймут, как же надо бороться
за существование, за лучшее, за светлое.
Какая судьба их ждет? Неужели и они смирятся, станут жерт-
вами?
У героев рассказа, молодой семьи, есть все: дети, хлеб, вода,
любовь, в конце концов. Жизнь еще не закончена, она все еще про-
должается, только надо за нее бороться, сопротивляться всему, что
мешает. Надо надеяться на лучшее и никогда не думать о плохом.
В такой трудной и жестокой жизни нельзя быть слабыми, нельзя
быть пессимистами, иначе можно сильно за это поплатиться.
Жизнь учит всему, многих она бьет так сильно, что ее уроки на-
всегда остаются в памяти. Надо иметь огромную силу воли, для то-
го чтобы противостоять ей.
Нельзя останавливаться ни на минуту.
Главный герой убежал, он сдался. Не смог справится с трудно-
стями. С одной стороны, конечно, он правильно сделал. Другого
выхода не было. Только изоляция. А с другой стороны, он просто
слабый человек. Он не способен на борьбу.
Он остался один на один с собой, со своей бедой, но, похоже, он
этим доволен. Вспомним, например, эпизод с приемником:
«Однажды отец включил приемник и долго шарил в эфире.
Эфир молчал. То ли сели батареи, то ли мы действительно"остались
одни на свете. У отца блестели глаза: ему опять удалось сбежать!»
Похоже, он доволен тем, что остался один на «краю света». Те-
перь он не зависит ни от кого, кроме себя. Он никогда больше не
увидит того, что творится за пределами деревни. Он благодарен су-
дьбе за свое спасение. Они вырвались из железной клетки, улетели
в никуда, оторвались от того, что губит и человека, и все доброе в
человеке. У них есть все и в то же время у них нет ничего. У них
нет самого главного —- будущего. В этом и есть трагичность расска-
за. Приостановлено развитие общества, они изолированы от окру-
жающего мира, от других людей. Так тоже жить нельзя. Из этого
не выйдет ничего хорошего. Будущее зависит только от нас самих,
каким мы его сделаем, таким оно и будет. Мир, изображенный в
рассказе, бесчеловечен. И я думаю, что Петрушевская пытается по-
казать то, что именно мы сделали его таким. Мы виноваты. И мы
должны переделать его. Для этого автор рассказывает нам о семье,
хоть к не способной на борьбу, но все-таки отказавшейся от такой
никчемной жизни. По моему мнению, Петрушевская высказала
свою мечту о строительстве новой, отличной от другой жизни. Она
14-3959 417
имела в виду то, что мы должны бежать, мы не должны сдаваться.
Нам не нужна жизнь без смысла, нам не нужно лишь существова-
ние. Мы все должны добиваться лучшего, все вместе, только тогда
что-нибудь изменится.