Вторник, 15.07.2025, 03:42
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ «НОВЫЕ РОБИНЗОНЫ» (/I вариант)

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ
«НОВЫЕ РОБИНЗОНЫ» (/I вариант)
Главная тема этого рассказа-антиутопии — тема бегства от ци-
вилизации, самоизоляции от царящего тоталитарного режима, от
лжи, жестокости и насилия — трех главных столпов, на которых и
держится это государство, в котором живут герои. Что мы узнаем
от восемнадцатилетней девушки, главной героини рассказа: «...мо-
их бабушку и дедушку... я видала только в глубоком детстве, а
дальше все утонуло в скандалах из-за моей мамы и дедовской их
квартиры, провались она пропадом, с генеральскими потолками,
сортиром и кухней...» Не желая приспосабливаться к царящему
режиму, этой ужасной системе, в которой человек неизменно ста-
новится жертвой и идейно противопоставляется ей, к системе, где
основной конфликт состоит в столкновении интересов человека и
цивилизации, конечная цель которой — абсолютная несвобода жи-
вущих в ней людей, герои попросту сбегают: «Мои папа с мамой ре-
шили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со
мной и с грузом набранных продуктов в деревню, глухую и забро-
шенную, куда-то за речку Мору...» Приехав в это Богом забытое
место, они начинают строить новую жизнь, свою собственную мале-
нькую цивилизацию, надеясь на то, что здесь-то их никто не потре-
вожит и не нарушит с таким трудом достигнутой в это ужасное вре-
мя гармонии: «...И отец начал лихорадочные действия, он копал
огород, захватив и соседний участок... вскопали огород, посадили
картофеля три мешка, вскопали под яблонями, отец сходил и нару-
бил в лесу торфа. У нас появилась тачка на двух колесах, вообще
отец активно шуровал по соседним заколоченным домам, заготав-
ливал что под руку попадется...»
Вообще, если несколько раз внимательно перечитать текст,
можно найти множество деталей, практически противоречащих
друг другу. Например, в самом начале повествования мы узнаем,
что «...во всей деревне было три старухи, Анисья, совсем одичав-
шая Марфутка и рыжая Таня, у которой единственной было семей-
ство...». Одинокая Анисья и сумасшедшая Марфутка — вот две ге-
роини, для которых нет другой старости, кроме как тихо умереть
однажды в своих старых домишках с заткнутыми тряпками окна-
ми и гнилой мокрой кучкой картошки на полу. Одиночество, голод
и нищета стали для них привычной жизнью, они не хотят, да и не
могут исправить подобное положение вещей. Третья же из жен-
щин, медсестра Таня, семнадцатилетней девчонкой отправленная
на Колыму за украденного из колхоза поросенка, пожалуй, единст-
венная героиня рассказа, имеющая мало-мальски приличное хо-
зяйство. И тут же мы неожиданным образом узнаем, какова автор-
ская позиция по отношению к трем этим женщинам. Оказывается,
по ее мнению, «...бабка Анисья была единственный человек в де-
418
ревне (Марфутка не в счет, а Таня была не человек, а преступ-
ник)». Возникает вопрос; почему? Эта старуха, по Петрушевской,
настоящий «кладезь народной мудрости», она — то, без чего не мо-
жет и не должно развиваться нормальное человеческое общество. И
тут же мы видим, как, наряду со старым, умудренным опытом и
много повидавшим в жизни человеком, возникает маленькая Лена,
дочь повесившейся пастушки Верки. Эта девочка и найденный
позднее на крыльце младенец — своеобразные символы будущего,
то, ради чего стоит жить. Таким образом, в этом огромном, жесто-
ком, ежеминутно давящем на человека мире возникает своеобраз-
ный «Ноев ковчег», маленький островок счастья. Глубоко в лесной
чаще, в почти сказочной избушке, живет эта семья, состоящая из
таких разных, но объединенных одной общей мыслью людей: жить
ради будущего, не желая подчиняться этой системе и принимать на
себя ответственность за ее преступления. И что же мы видим в кон-
це рассказа: «...отец однажды включил приемник и долго шарил в
эфире. Эфир молчал. То ли сели батареи, то ли мы действительно
остались одни на свете. У отца блестели глаза: ему опять удалось
убежать!»
В случае, если мы не одни, к нам придут. Это ясно всем... Когда
мы будем, как Марфутка, нас не тронут.
Но нам до этого еще жить да жить. И потом, мы ведь тоже не
дремлем. Мы с отцом осваиваем новое убежище...»
Но «не дремлем» ли? По сути, финал рассказа трагичен: каза-
лось бы, все есть: и своеобразный символ будущего в лице Лены и
Найдена, и неисчерпаемый кладезь народной мудрости Анисья, и
собственное хозяйство, и пища... Пожалуй, именно эти четыре бук-
вы и выражают всю суть произведения. Как созвучны эти два сло-
ва: «пища», «насыщаться»... Жизнь ради насыщения, лишь для
того, чтобы не умереть от голода, самоизоляция и полное отчужде-
ние от мира — это ли не самое страшное. Если каждый превратит
жизнь лишь в насыщение, то зачем тогда жить?
Рассказ Л. Петрушевской — это мысли о том, чего не должно
быть ни в коем случае, и им может стать будущее, если каждый со-
здаст свой собственный мирок и, замкнувшись в нем, словно мол-
люск в своей раковине, будет тихо жить там, есть, спать, снова
есть... Не страшат ли вас такие перспективы?



































Copyright MyCorp © 2025
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Лежит пьяный мужик под винным магазином, подходит мент:
    - Гражданин, вы чего это здесь лежите?!
    - А я ззздддесь в рекламных целях...
    Календарь
    «  Июль 2025  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100