РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ В. ТОКАРЕВОЙ
«•РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ»
Виктория Токарева родилась в Ленинграде. Окончила Ленин-
градское училище по классу фортепиано. Потом переехала в Моск-
ву, где училась в Государственном институте кинематографии на
сценарном факультете. Автор многих книг: «О том, чего не было»,
«Летающие камни», «Коррида» и другие.
«У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть толь-
ко хорошие, очень хорошие и блестящие...» — так писал Юрий На-
гибин о ее первой книге.
Печаталась Токарева редко — раз в пять лет. Во время «застоя»
много работала в кино.
419
Наступил 1984 год. Пришел Горбачев, и грянула перестройка.
Кто был никем, тот стал всем, и наоборот. Писатели теряют свой
социальный статус. «Литературные генералы разводят на дачах
огурцы, а их жены продают их на местном базарчике. Литератур-
ный рынок заполняют второстепенные детективы и пересказы мы-
льных опер. Казалось бы, никому не нужна Токарева. Но нет. Ее
по-прежнему печатают, издают — теперь уже во всем мире. Теперь
по три книги в год. Оказывается, юмор и доброта нужны всем и во
все времена.
Читать Токареву я начала давно, но чувствовать (а именно это
очень важно), наверное, недавно, ведь тема ее произведений —
жизнь.
Большой интерес, на мой взгляд, представляет рассказ «Рим-
ские каникулы», но отнюдь не потому, что это единственное достой-
ное внимания и обсуждения творение Токаревой. Главная героиня
этого рассказа — сама Виктория Токарева (что уже очень интерес-
но), а римские каникулы — действительный эпизод ее жизни. Сю-
жет вполне простой, но в то же время он сказочный. Однажды в до-
ме Виктории раздается междугородный телефонный звонок, и ад-
вокат знаменитого Федерико Феллини приглашает ее от имени ве-
ликого режиссера в Рим... Казалось бы, интересно, да, в общем,
нет ничего особенного (что в жизни не случается!}. Самое интерес-
ное не это. Виктория Токарева не была бы Викторией Токаревой,
если б не показала характер Человека, каждого Человека, который
есть в,рассказе. Я думаю, метко, кратко, всего несколькими слова-
ми (краткость — сестра таланта) показать всю человеческую
суть — главное призвание Токаревой. Она может охарактеризовать
человека по мелким деталям внешности и манере разговора. Вот
хотя бы один эпизод, подтверждающий это. Через месяц после
звонка Виктория отправилась на дачу, где происходило знаменате-
льное событие — строился забор. Строительством занимались два
шабашника: Гоша и Леша. «V обоих на руке татуировка: девушка
с волнистыми волосами. У Гоши — в полный рост, без купальника.
А у Леши — только портрет, крупный план. Леша вообще более ро-
мантичен, все называет уменьшительно: «денежки», «водочка».
А какое у Токаревой чувство юмора! Вспомним звонок. Так вот,
Виктория подняла трубку. Мужской голос поздоровался по-фран-
цузски. Это было кстати, потому что французский она учила в
школе: «могла поздороваться, попрощаться, сказать «я тебя люб-
лю» и сосчитать до пяти». Виктории и адвокату приходилось пре-
одолевать языковые препятствия, поэтому они почти подружились.
Многие из нас могли бы подумать в такой ситуации: «Кошмар!
Ведь это адвокат самого Феллини, а я не могу ни слова сказать».
Однако Токарева видит светлую сторону, добро. Она неисправимый
оптимист. И это еще не раз появится в рассказе.
Итак, главное случилось. Виктория в Риме, несмотря на то что
билет ей удалось получить в самый последний момент в иностран-
ной комиссии. Феллини пригласил Викторию, потому что собирал-
ся делать фильм о России. Один талантливый издатель посоветовал
ему пригласить Токареву. Скажете, что это совпадение, случай-
420
ность? Может быть. «Но случайности — это язык бога», — говорит
Токарева.
Рассказ был написан как раз во времена начала перестройки. В
«Римских каникулах» отразились приметы времени. Помимо отно-
шения к Человеку, в рассказе ярко отражена гражданская позиция
писателя, ее отношение к Родине.
Италия. Рим. Виктория наслаждается красотой и жизнью сво-
бодных людей, а в мыслях и душе — боль за свою страну, за сооте-
чественников. Ведь у нас не так. Но ничего. Рано или поздно и у
нас все будет хорошо. Так она и говорит Феллини при встрече. Вот
он, оптимизм. Такую жизнь, которую многие воспринимают как
испытание, Токарева воспринимает как благо.
Получилось так, что ничего плохого о Виктории Токаревой я
так и не сказала. Хотя есть, по-моему, одна трудность: о произведе-
ниях Токаревой очень трудно писать и говорить, ведь здесь глав-
ное — интуиция. «В творчестве важна интуиция», — пишет, сама
Токарева. Важны ассоциации. В «Римских каникулах» есть «мале-
нькие отступления» — это ассоциации Виктории Токаревой с ка-
кой-то конкретной ситуацией. Это помогает узнать о ней еще боль-
ше.
Для Токаревой очень важны люди и отношения людей, а это по-
рой очень трудно описать словами.