Пятница, 29.11.2024, 21:41
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. ТОКАРЕВОЙ «Я ЕСТЬ. ТЫ ЕСТЬ. ОН ЕСТЬ»

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. ТОКАРЕВОЙ
«Я ЕСТЬ. ТЫ ЕСТЬ. ОН ЕСТЬ»
Виктория Токарева отличается от всех современных российских
писателей прежде всего тем, что ее повести и рассказы наполнены
жизнью, как комната наполнена музыкой, когда включаешь маг-
нитофон. Когда читаешь ее произведения, создается впечатление,
что все это происходит в соседнем доме, что у людей просто нет за-
навесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь
их жизнь, наблюдаешь и вглядываешься в их судьбы. Повесть «Я
есть. Ты есть. Он есть», по которой был снят одноименный
фильм, — одно из тех произведений, в котором так искусно сплета-
ются жизненность и необычность. Между строк читается название:
«Я есть. Ты есть. Мы есть». Больше ничего не надо. Мать счастли-
ва, что есть сын, сын счастлив, что у него есть жена и что его жена
есть. Люди, бескорыстно любящие друг друга, сплетаются в треуго-
льник из-за ревности, назревает конфликт. Главной героиней явля-.
ется Анна, сорокапятилетняя женщина, и читатель видит мир ее
глазами, хотя Токарева пишет от третьего лица. Анна преподает
французский язык в обычной школе: ^е вш1, Ьи езЬ, 11 ез1. Я есть.
Ты есть. Он есть. После смерти мужа в ее жизни никого не оста-
лось, кроме одного сына Олега, который, несмотря на то что уже
достаточно взрослый, живет с ней и не женат. Мать страшно волно-
валась, если сын задерживался после работы (а работал он хирур-
гом), больное воображение рисовало страшные картины его гибели
от СПИДа, от рук пьяных приятелей или под колесами шального
водителя. И вот посередине одной из тех бессонных ночей Олег по-
является в обнимку с белокурой красавицей. Ирочка, маленькая,
421
хрупкая и хорошенькая, остается жить в их квартире, разрушая
установившиеся традиции и не обращая никакого внимания на
установленные правила. Чуть позже Олег заявляет Анне, что они с
Ирочкой женаты и что он скрыл от нее свадьбу, потому что боялся
материнского гнева.
«Обычно Олег целовал мать в щеку, но сегодня между ними ви-
село пятьдесят килограммов Ирочки».
Ревность ослепляет Анну, она грубит Ирочке, Олег тщетно пы-
тается примирить любимых женщин, вставая на сторону жены, и,
в конце концов, Ирочка собирает чемоданы и уходит. Вечером, по-
сле работы, Олег тоже забирает свои вещи и исчезает из жизни Ан-
ны. Жизнь становится бесцветной, пустой, холодной. Злость, де-
прессия, одиночество становятся неразлучными приятелями Анны.
Но вскоре Олег возвращается убитый горем. Ирочка попала в ава-
рию и стала инвалидом, представляла собой живой труп. Олег ра-
ботал, и заботиться о девочке было некому. «Анна застыла в две-
рях и впервые за все время их знакомства испытала человеческое
чувство, освобожденное от ревности. Это чувство называлось Со-
страдание. Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег».
Ирочка нуждалась в серьезном лечении: по капле лекарства каж-
дые полчаса с шести тридцати до восемнадцати часов дня. Анна ре-
шила ее выходить. Капли съели ее жизнь. Все существование,
складывавшееся в долгие месяцы, теперь крутилось вокруг капель,
Ирочки и большой лохматой дворняги по имени Дик.
Но вскоре Анна научилась рано вставать, разговаривать с мол-
чаливой женщиной и веселой собакой, дышать полной грудью, лю-
бить Ирочку. Жена сына, такая противная и ненавистная, стала са-
мым близким и родным существом. Ирочка постепенно выздорав-
ливала, начинала вновь осознавать происходящее. А Олег, так
страстно любящий жену и мать, но уставший от жизни рядом с
живой, не двигающейся «куклой», заводит на работе любовницу.
Женщина легкого поведения «заглатывает его с ботинками», сы-
нок все реже и реже появляется дома. Заканчивается повесть тро-
гательной прогулкой Ирочки с Диком под окнами Анны — ее пер-
вой прогулкой после мучительных месяцев болезни: «Собака была
большая, Ирочка слабая. Она заметила что-то чрезвычайно ее заин-
тересовавшее, резко рванулась, отчего Ирочка вынуждена была
пробежать несколько шагов.
— Дик! — испуганно крикнула Анна, распахнула окно и сильно
высунулась. Собака поджала морду, выискивая среди окон нужное.
Анна погрозила ей пальцем. Ирочка тоже подняла лицо. Значит,
услышала. Анна видела два обращенных к ней приподнятых ли-
ца — человеческое и собачье. И вдруг поняла: вот ее семья. И боль-
ше у нее нет никого и ничего».
Эта повесть о женщине, бескорыстно пожертвовавшей месяцами
своей жизни ради ненавистного ей человека, заставляет задуматься
о великом чувстве самопожертвования, вдохнувшем жизнь в моло-
денькую, несчастную девушку. Повесть о том, что в нашем жесто-
ком современном мире, где каждый сам за себя и человек человеку
волк, еще есть место высоким чувствам, пусть и выросшим на низ-
менной почве ревности и злости. Характерной особенностью повес-
422
ти является то, что в ней нет идеально положительного или отри-
цательного героя. А ведь именно по такой схеме в основном сейчас
пишутся произведения. Обычно с самого начала бульварного детек-
тива можно безошибочно показать пальцем на «хорошего парня» и
«плохого парня». Дальнейшее деление героев происходит примерно
так: враги «хорошего парня» и друзья «плохого», и наоборот. Ге-
рои «Я есть. Ты есть. Он есть» многогранны и неоднозначны. В на-
чале Анна выглядит злодейкой, портящей жизнь молодым. Но к
концу повести отрицательным становится скорее Олег, повесивший
жену-калеку на шею матери, а сам развлекающийся с женщиной
на десять лет его старше. Но Токарева дает возможность читателю
посмотреть на происходящее и глазами Анны, и Олега, и Ирочки.
Каждого из героев можно понять. Треугольник — мать—сын—же-
на сына — встречается очень часто и в повседневной жизни. Тока-
рева дает понять, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается,
что главное: я есть, ты есть, он есть, — а остальное приложится.
Отличительной особенностью повести является стиль ее написания.
Токарева смело использует сравнения, красочно раскрашивая ими
образы основных героев. Характерно еще и то, что повесть написа-
на в основном короткими, нераспространенными предложениями.
Написание так просто и доступно, что эту повесть можно читать аб-
солютно всем. Настроение книги создает и то, что отсутствуют кро-
вавая сцена аварии и сексуальные сцены, которыми так изобилуют
современные книжки в мягких переплетах. Повесть кончается оп-
тимистично, но неясно, что будет с героями дальше. Чем закончит-
ся любовная связь Олега на стороне? Выздоровеет ли Ирочка окон-
чательно? Вопросы повисают в воздухе, но искренне хочется ве-
рить, что все будет хорошо.
Ведь над ними синее, чисто постиранное небо. И очень легко
дышать.





































Copyright MyCorp © 2024
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Спpашивает сосед соседа за бутылкой:
    -А ты как познакомился со своей втоpой женой ?-
    -Да так, это был СЛУЧАЙ ! Винить некого...
    Календарь
    «  Ноябрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100