РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. ТОКАРЕВОЙ
«Я ЕСТЬ. ТЫ ЕСТЬ. ОН ЕСТЬ»
Виктория Токарева отличается от всех современных российских
писателей прежде всего тем, что ее повести и рассказы наполнены
жизнью, как комната наполнена музыкой, когда включаешь маг-
нитофон. Когда читаешь ее произведения, создается впечатление,
что все это происходит в соседнем доме, что у людей просто нет за-
навесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь
их жизнь, наблюдаешь и вглядываешься в их судьбы. Повесть «Я
есть. Ты есть. Он есть», по которой был снят одноименный
фильм, — одно из тех произведений, в котором так искусно сплета-
ются жизненность и необычность. Между строк читается название:
«Я есть. Ты есть. Мы есть». Больше ничего не надо. Мать счастли-
ва, что есть сын, сын счастлив, что у него есть жена и что его жена
есть. Люди, бескорыстно любящие друг друга, сплетаются в треуго-
льник из-за ревности, назревает конфликт. Главной героиней явля-.
ется Анна, сорокапятилетняя женщина, и читатель видит мир ее
глазами, хотя Токарева пишет от третьего лица. Анна преподает
французский язык в обычной школе: ^е вш1, Ьи езЬ, 11 ез1. Я есть.
Ты есть. Он есть. После смерти мужа в ее жизни никого не оста-
лось, кроме одного сына Олега, который, несмотря на то что уже
достаточно взрослый, живет с ней и не женат. Мать страшно волно-
валась, если сын задерживался после работы (а работал он хирур-
гом), больное воображение рисовало страшные картины его гибели
от СПИДа, от рук пьяных приятелей или под колесами шального
водителя. И вот посередине одной из тех бессонных ночей Олег по-
является в обнимку с белокурой красавицей. Ирочка, маленькая,
421
хрупкая и хорошенькая, остается жить в их квартире, разрушая
установившиеся традиции и не обращая никакого внимания на
установленные правила. Чуть позже Олег заявляет Анне, что они с
Ирочкой женаты и что он скрыл от нее свадьбу, потому что боялся
материнского гнева.
«Обычно Олег целовал мать в щеку, но сегодня между ними ви-
село пятьдесят килограммов Ирочки».
Ревность ослепляет Анну, она грубит Ирочке, Олег тщетно пы-
тается примирить любимых женщин, вставая на сторону жены, и,
в конце концов, Ирочка собирает чемоданы и уходит. Вечером, по-
сле работы, Олег тоже забирает свои вещи и исчезает из жизни Ан-
ны. Жизнь становится бесцветной, пустой, холодной. Злость, де-
прессия, одиночество становятся неразлучными приятелями Анны.
Но вскоре Олег возвращается убитый горем. Ирочка попала в ава-
рию и стала инвалидом, представляла собой живой труп. Олег ра-
ботал, и заботиться о девочке было некому. «Анна застыла в две-
рях и впервые за все время их знакомства испытала человеческое
чувство, освобожденное от ревности. Это чувство называлось Со-
страдание. Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег».
Ирочка нуждалась в серьезном лечении: по капле лекарства каж-
дые полчаса с шести тридцати до восемнадцати часов дня. Анна ре-
шила ее выходить. Капли съели ее жизнь. Все существование,
складывавшееся в долгие месяцы, теперь крутилось вокруг капель,
Ирочки и большой лохматой дворняги по имени Дик.
Но вскоре Анна научилась рано вставать, разговаривать с мол-
чаливой женщиной и веселой собакой, дышать полной грудью, лю-
бить Ирочку. Жена сына, такая противная и ненавистная, стала са-
мым близким и родным существом. Ирочка постепенно выздорав-
ливала, начинала вновь осознавать происходящее. А Олег, так
страстно любящий жену и мать, но уставший от жизни рядом с
живой, не двигающейся «куклой», заводит на работе любовницу.
Женщина легкого поведения «заглатывает его с ботинками», сы-
нок все реже и реже появляется дома. Заканчивается повесть тро-
гательной прогулкой Ирочки с Диком под окнами Анны — ее пер-
вой прогулкой после мучительных месяцев болезни: «Собака была
большая, Ирочка слабая. Она заметила что-то чрезвычайно ее заин-
тересовавшее, резко рванулась, отчего Ирочка вынуждена была
пробежать несколько шагов.
— Дик! — испуганно крикнула Анна, распахнула окно и сильно
высунулась. Собака поджала морду, выискивая среди окон нужное.
Анна погрозила ей пальцем. Ирочка тоже подняла лицо. Значит,
услышала. Анна видела два обращенных к ней приподнятых ли-
ца — человеческое и собачье. И вдруг поняла: вот ее семья. И боль-
ше у нее нет никого и ничего».
Эта повесть о женщине, бескорыстно пожертвовавшей месяцами
своей жизни ради ненавистного ей человека, заставляет задуматься
о великом чувстве самопожертвования, вдохнувшем жизнь в моло-
денькую, несчастную девушку. Повесть о том, что в нашем жесто-
ком современном мире, где каждый сам за себя и человек человеку
волк, еще есть место высоким чувствам, пусть и выросшим на низ-
менной почве ревности и злости. Характерной особенностью повес-
422
ти является то, что в ней нет идеально положительного или отри-
цательного героя. А ведь именно по такой схеме в основном сейчас
пишутся произведения. Обычно с самого начала бульварного детек-
тива можно безошибочно показать пальцем на «хорошего парня» и
«плохого парня». Дальнейшее деление героев происходит примерно
так: враги «хорошего парня» и друзья «плохого», и наоборот. Ге-
рои «Я есть. Ты есть. Он есть» многогранны и неоднозначны. В на-
чале Анна выглядит злодейкой, портящей жизнь молодым. Но к
концу повести отрицательным становится скорее Олег, повесивший
жену-калеку на шею матери, а сам развлекающийся с женщиной
на десять лет его старше. Но Токарева дает возможность читателю
посмотреть на происходящее и глазами Анны, и Олега, и Ирочки.
Каждого из героев можно понять. Треугольник — мать—сын—же-
на сына — встречается очень часто и в повседневной жизни. Тока-
рева дает понять, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается,
что главное: я есть, ты есть, он есть, — а остальное приложится.
Отличительной особенностью повести является стиль ее написания.
Токарева смело использует сравнения, красочно раскрашивая ими
образы основных героев. Характерно еще и то, что повесть написа-
на в основном короткими, нераспространенными предложениями.
Написание так просто и доступно, что эту повесть можно читать аб-
солютно всем. Настроение книги создает и то, что отсутствуют кро-
вавая сцена аварии и сексуальные сцены, которыми так изобилуют
современные книжки в мягких переплетах. Повесть кончается оп-
тимистично, но неясно, что будет с героями дальше. Чем закончит-
ся любовная связь Олега на стороне? Выздоровеет ли Ирочка окон-
чательно? Вопросы повисают в воздухе, но искренне хочется ве-
рить, что все будет хорошо.
Ведь над ними синее, чисто постиранное небо. И очень легко
дышать.