Понедельник, 02.12.2024, 01:04
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. Л. СТРОНГИНА «ИГРЫ С САТИРИКОМ В ЭПОХУ ЗАСТОЯ»

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. Л. СТРОНГИНА
«ИГРЫ С САТИРИКОМ В ЭПОХУ ЗАСТОЯ»
Повесть «Игры с сатириком в эпоху застоя» входит в новую
книгу писателя Варлена Стронгина «Двойник Сталина». Все произ-
ведения автора, включенные в сборник, — будь то рассказ о ре-
прессивном лагере «Двойник Сталина» или сюжеты более близкого
нам времени, названного эпохой застоя (упомянутая повесть, рас-
сказ «Письма академику Сахарову»), —- объединяет одна главная
тема: та внутренняя рабская несвобода, в которой долгие годы жи-
ло все наше общество и которую так мучительно пытается оно «вы-
давливать по капле» в наши дни. Книга вышла в свет в 1991 году.
В этой рецензии мне, к сожалению, не удастся охватить всю
книгу целиком, я остановлюсь лишь на повести.
«Игры с сатириком в эпоху застоя» читаются достаточно легко,
несмотря на свою документальность, так как писатель заключил
произведение в художественные рамки. Повесть автобиографичная,
в ней рассказывается о разочарованиях, испытаниях и трудностях,
выпавших на долю самого автора. Конфликт повести очевиден:
идеология подавляет творчество. Но Стронгин не вступает в откры-
423
тую борьбу с системой. Может быть, это правильно, ведь не каждо-
му дано совершить подвиг ради собственных убеждений, тем более
что при этом необходимо жертвовать своей репутацией, карьерой
или даже собственной жизнью и жизнью близких тебе людей. На-
верное, поэтому Стронгин соблюдал творческий нейтралитет в за-
стойные годы: не придумывал анекдоты, разоблачающие недостат-
ки режима, не писал острых статей и рассказов.
Повесть состоит из пяти глав: «Родственнико, «Неизвестные фо-
тографии юного Хазанова», «Интервью в ресторане?, «Сибирский
вариант» и «Прибалтика... Конец гастролей... Но...*, а также пре-
дисловия и послесловия.
Предисловие настраивает на серьезное чтение. В нем автор обоб-
щил все то, что хотел сказать в своей книге: «Застой не означал
окончание жизни, она продолжалась. Люди сеяли хлеб и покупали
его за границей, люди варили сталь и стояли в очередях, занима-
лись наукой и гоняли мяч, писали стихи и коррумпировались, бра-
ли космические рубежи и взятки, кто-то был честен, а кто-то жуль-
ничал, работая спустя рукава, и в результате страна отставала в
развитии даже от других, прежде менее развитых стран, отставала
экономически и духовно. Я не в силах установить, кого было боль-
ше — честных или вороватых, и не собираюсь что-либо обобщать.
Я не считаю, что если один продавец — жулик, то все торговцы во-
ры, тем более что в моем рассказе пойдет речь о работниках неви-
димого фронта, о которых мы знаем значительно меньше, чем о
торговцах». Я не случайно взяла такую большую цитату. В ней, на
мой взгляд, отражена идея всего произведения, отношение автора к
описываемым событиям (наряду с отрицательными сторонами за-
стоя автор видит и хорошее, он объективно относится ко всем лю-
дям без исключения).
В первой главе Стронгин рассказывает о своем дальнем родст-
веннике Нике, о его судьбе. В начале повествования перед нами
предстает молодой человек, горячо любящий свою семью, чувству-
ющий гордость за свою страну. Но он оказывается слабым духовно.
Все сильнее его увлекает блестящая карьера, им овладевает тще-
славие. В результате он предает не только своих коллег, но и се-
мью, друга (самого Стронгина) ради продвижения по служебной ле-
стнице. Ника часто рассказывал автору о своей борьбе с началь-
ником, вернее, об «их» борьбе. Стронгин слушал его рассказы вни-
мательно и наконец понял смысл этой борьбы: и сам Ника, и его
соратники как ученые были несостоятельны, прекрати они свою
борьбу, дай начальнику время и силы разобраться в их возможно-
стях, то эта несостоятельность, некомпетентность сразу бы вылезла
наружу. Автор возмущен его предательством и лицемерием и от-
крыто пишет об этом: «Зато отношение к Нике резко изменил. И
раньше он не вызывал у меня особых симпатий, а сейчас стал про-
тивен, и одновременно я ужаснулся, подумав, до какой низости
должен дойти и опуститься человек, чтобы провести обыск у своего
родственника».
Во второй главе рассказывается о том, как отдыхали писатели,
художники, артисты, в общем, интеллигенция, а отдыхали они под
постоянным надзором чекистов. Главная героиня главы — молодая
424
красивая девушка Оля. По заданию чекистов она должна была всю-
ду сопровождать автора. Но она была не из тех, кто способен пре-
дать и писать доносы, поэтому, не выдержав напряжения, она спи-
лась, а спустя некоторое время (видимо, боялись, что она проболта-
ется) ее убили. Воспоминания о девушке на долгое время запало в
сердце писателя, и воспоминание это чистое и доброе: «А Олю я по-
том вспоминал не раз, ее почерневшее после запоя лицо, а чаще
другое — милое и интеллигентное, озаренное лучами коктебельско-
го солнца. Как беззаботна и глупа бывает молодость! Пусть глупа,
пусть беззаботна, лишь бы не была малодушной, корыстной и ко-
варной». В этом, на мой взгляд, и проблема, о которой Стронгин
болеет всем сердцем. Девушка вызывает сочувствие автора, а ее
убийца-чекист — омерзение и скорбь, что такие люди существуют,
а наказание за них несут невинные люди (чекиста оправдали, а
убийство повесили на ипподромного игрока).
В четвертой главе Стронгин описывает случай, который мог
произойти практически с любым писателем в то время. Варлена
Львовича пытались скомпрометировать, подсунув ему острый рас-
сказ или заставив придумать пошлый анекдот. К тому времени
Стронгин приобрел большой опыт в подобных делах, поэтому смог
избежать провокации. Главный герой этой главы — студент Дима.
Именно он пытался подсунуть злополучный рассказ писателю. Но
подлость он совершил не в единичном случае, он также писал доно-
сы и на своих сокурсников. Таким образом, можно заметить сход-
ство между ним и Никой. Мне кажется, что нельзя их однозначно
осуждать, по-моему, они были лишь жертвами идеологии. Субъек-
тивное недоброжелательство автора по отношению к этим героям
понятно: подлость тяжело ранила сердце писателя, а ведь известно:
как аукнется, так и откликнется.
В третьей и шестой главах автор пишет о своих гастролях, о
том, как ему приятно видеть доброжелательность зрителей, их ре-
акцию на его тексты. Если сначала слежка за ним со стороны чеки-
стов возмущала его, то после она кажется автору даже комичной,
наверное, потому, что зрители для него гораздо важнее, и поэтому
все свое внимание он сосредоточивает на них.
Затем идет послесловие: «Я счастлив, что застал времена, когда
моральный климат страны меняется и гласность становится нор-
мой жизни». Доброта, уважение к человеку — суть всей книги.
Книга серьезная и затрагивает серьезные проблемы: предательство
и разложение личности, бескорыстной преданности автора зрите-
лям.






































Copyright MyCorp © 2024
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Попал наркоман в рай. Идет. Смотрит огроо-о-мное поле конопли!!!
    Он давай метаться, собирать на косячок. Подходит тыгыдымская лошадь:
    - Да тыж в раю! Плюнь на это дело! Смотри как хорошо-то вокруг! Радуйся!
    - И то!
    Побежал он по полю. Смеется, радуется.. Смотрит - мужичок сидит
    попыхивает..
    - Ты чего, мужик, сидишь! Этож рай! Радуйся! Хорошо-то как!
    - (тот подозрительно) Это тебе тыгыдымская лошадь сказала?
    - Ага!
    - Ааа.. Она обкурилась и гонит..
    Календарь
    «  Декабрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100