Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ВАМ О КНИГЕ И. ПАДЕРИНА
«НЕ УХОДЯ ОТ СЕБЯ»
Я хочу рассказать вам о повести в новеллах И. Падерина «Не
уходя от себя». Голос разбуженной, воспаленной памяти писателя-
фронтовика звучит здесь настойчиво и сольно, порой печально, точ-
451
но пробивающийся откуда-то издалека звук тревожного колокола.
Мудрость и мужество поколения, вступившего в полосу ожидания
неизбежного, требовали от художника, .чья судьба была опалена
войной, исполнения долга поведать о жизни и о себе, окинуть
взглядом окружающих, оглянуться назад, вглядеться в даль. Писа-
тель, по-моему, чутко услышал и уловил это движение времени. Не
перекраивая и не упрощая прошлое на свой лад и вкус, не вгоняя в
мертвые думы живую современность, автор повести раскрывает
нам духовное содержание жизни своего поколения. И. Падерин по-
казывает вдохновленный образ человека с чистой совестью и высо-
ким внутренним достоинством, изображая дарованную ему судь-
бу — честную и прямую, а характер — глубокий, сильный и пре-
красный.
На долю Сергеева, главного героя падеринских новелл, выпало
счастье выдержать все испытания в годы войны. Однако достоин
ли человек своего счастья сегодня, сейчас, спустя много лет после
отгремевших залпов? Вот вопрос, каким писатель проверяет героя-
современника и всех, кто его окружает. И. Падерин пристально
всматривается в их поступки, пытаясь понять, почему очень мно-
гие в прошлом вроде честные и чистые люди стали мельчать, ро-
нять себя в глазах детей, соблазняться легкой наживой, становить-
ся стяжателями, а им подражают подростки.
Читая повесть, понимаешь, что ее автор сохраняет в себе нрав-
ственные идеалы и веру в высокое предназначение человека, сохра-
няет совестливое чувство вины и перед теми, кто не дожил, и за
тех, кто дожил, но отступил от самого себя, кто предал память о
самом себе.
Как случилось такое, что и полковник Авланов, и бывший врач
медсанбата дивизии, и генеральный директор комбината, в про-
шлом боевой генерал, смогли предать бывшего разведчика, героя
войны не только в Сталинграде, а уже в мирные дни? Чем объяс-
нить столь странное и страшное эхо войны? Что ими движет?
Горькие, серьезные раздумья над этими вопросами вновь воз-
вращают И. Падерина к фронтовым будням и к дням отрочества,
юности, времени тревожного счастья, когда происходило становле-
ние характеров и судеб людей его поколения. Тогда проявление
трусости, отступление от правды казнилось совестью и жестоким
беспощадным презрением к себе. Бой — ценой в жизнь, когда геро-
изм — норма, а война — работа. Быт, коему цена — совесть, забве-
ние которой та же смерть. Война — она преходяща, не ее ради жи-
вет человек на земле. И. Падерин убежденно проводит мысль о
том, что нет на свете более высокого призвания, чем быть созидате-
лем. Именно созидание увековечивает в людях память о погибших;
память, как потребность дышать, мыслить и двигаться.
Эта книга актуальна в наши дни. Сейчас самое время разобрать-
ся в той жизни, что прожило уходящее поколение. Для меня эта
повесть интересна даже не столько жизненными итогами ее героя,
сколько художественным выявлением духовного становления лич-
ности, постигавшей премудрости новой действительности.