РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. С. ВЫСОЦКОГО
Я, конечно, вернусь
весь в друзьях и мечтах,
Я, конечно, спою...
В. С. Высоцкий
Я знаком с творчеством большого количества писателей и поэ-
тов разных времен. Есть среди них и любимые. Из зарубежных ав-
торов — это В. Шекспир, Э. Войнич, О. Уайльд, Э. Хемингуэй, из
отечественных — Н. Гоголь, А. Чехов, Н. Гумилев, М. Булгаков,
В. Быков. Их произведения таят глубоко в себе какую-то вечную
загадку для меня, которая будет существрвать всегда. Все они жи-
ли в разное время и писали каждый о своем и по-своему. Наверное,
талант художника заключается не только в искусном владении
формой, не только в приближении к полному самовыражению, но
и в том, насколько другие люди в другие времена могут найти в его
произведениях частицу самих себя. По словам Оскара Уайльда:
«...Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится».
Получается, что человек ищет в искусстве аналоги своей судьбе,
своим чувствам, своим мыслям, поэтому, зная о любимых писате-
лях и поэтах того или иного человека, можно сказать кое-что и о
нем самом.
Мне бы хотелось рассказать о В. Высоцком — поэте-барде. Он
родился в 1938 году и прожил сорок два года. У него была очень
непростая и насыщенная жизнь. Многим В. Высоцкий известен
как артист Театра на Таганке. Одна из центральных его ролей —
Гамлет. Интересно сравнить стихотворения «Гамлет» Б. Л. Пастер-
нака и «Мой Гамлет» В. Высоцкого. У Пастернака акцент, мне ка-
жется, на строчках:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
456
Да, каждый человек в какой-то момент жизни переживает в той
или иной степени то, чем мучился герой Шекспира.
Стихотворение В. Высоцкого «Мой Гамлет» гораздо длиннее.
Это очень долгий и подробный рассказ о том, что Пастернак назвал
одним словом «фарисейство»:
Я видел — наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства...
Как прожить во всем этом?
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.
Мир стихов В. Высоцкого огромен и многоголос. Песни о Вели-
кой Отечественной войне оставляют сильное впечатление. Казалось
бы, человек, не испытавший в силу своего возраста все тяготы вой-
ны, не может писать о ней, а он писал и пел, потому что это его
волновало. Наблюдая и узнавая жизнь более старших поколений,
Высоцкий постигал судьбу своего народа, своей страны. Память и
боль о пережитом отдельно взятых людей становятся общей памя-
тью и болью.
Как разрезы, траншеи легла
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Многие его песни о войне — от первого лица. Изображая опре-
деленную ситуацию, он как бы задает и себе вопрос: «А я бы как
поступил?» Прежде всего, это песни очень настоящих людей.
У В. Высоцкого есть стихи, посвященные дружбе, горам, морю:
Служение стихиям не терпит суеты,
К двум полюсам ведет меридиан.
Благословенны вечные хребты,
Благословен Великий океан!
Лирический герой этих песен — человек, на которого можно по-
ложиться, который не подведет.
Есть у Высоцкого и баллады: «Баллада о любви», «Баллада о
детстве», «Баллада о брошенном корабле»...
Если мясо с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа наблюдал свысока
И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом —
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!
Все песни его очень искренние и личные. Высоцкий, по-моему,
не умел и не любил кривить душой:
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
Он не хотел слепо подчиняться государству, всеобщему мнению:
Я согласен бегать в табуне,
Но не под седлом и без узды.
457
В стихах, посвященных любви, у Высоцкого есть очень важная
проблема, которую поэт решает для себя однозначно. Это вопрос
постоянства в любви. По Высоцкому, любовь — чувство, дающееся
человеку свыше. Над ним он не властен, поэтому нельзя давать ни-
каких обещаний.
Люблю тебя теперь —
Без пятен, без потерь,
Мой век стоит сейчас — я век не перережу!
Во время, в продолжении, теперь —
Я прошлым не дышу и будущим не брежу.
Для поэта любить — это значит жить:
Потому что если не любил —
Значит, и не жил, и не дышал!
Поэзия Высоцкого обращена непосредственно к каждому чело-
веку, к его душе. Она пробуждает во многих людях истинные чело-
веческие качества. Сам он говорил, что авторская песня для него —
форма доверительного разговора со слушателем о том, что трево-
жит его на данный момент.
Почему же В. С. Высоцкий относится к моим любимым поэтам?
Наверное, ответить на этот вопрос объективно просто невозможно.
Но все-таки те проблемы, которые волновали его, волнуют и меня,
этим можно объяснить мой личный интерес к творчеству Высоцко-
го. И еще от его песен исходит какая-то невидимая энергия, помо-
гающая жить, принимать решения и просто быть человеком.
В заключение хочется сказать, что я сам до конца не понимаю,
почему В. Высоцкий — один из моих любимых поэтов. В этом есть
некоторая тайна. Была тайна и в нем самом, и в его желании уз-
нать:
...а есть предел там, на краю Земли?
И можно ли раздвинуть горизонты?