РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ю. ВИЗБОРА
Юрий Визбор — один из самых известных исполнителей автор-
ской песни. Особенно популярны его песни были в шестидеся-
тые годы. Но и до сих пор среди студентов поются и «Манеж», и
«Милая моя». Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве. О
своем отце он писал так: «Юзеф Визборас был вспыльчивым и рев-
нивым командиром, бывшим моряком, устремившимся в 1917 году
из благообразной Литвы в Россию». Он был арестован, а в 1958 го-
ду посмертно реабилитирован. Мать Визбора, Мария Григорьевна
Шевченко, вторично вышла замуж, но отношения сына и мужа бы-
ли очень сложными — она развелась. Детство Визбора пришлось на
нелегкое военное время и не менее трудные послевоенные годы. Это
оказало огромное влияние на его характер, на становление его лич-
ности.
Визбор был разносторонне развитым человеком: поэт, компози-
тор, исполнитель, журналист, киноактер, сценарист, режиссер,
альпинист и горнолыжник. Работа, долг, дело — самые важные
458
ценности, смысл жизни для Визбора. Но самой любимой работой,
самым важным делом были песни. Песни были для него жизнью.
«В двадцать лет Юрий Визбор осознал, что искоренить плохие пес-
ни можно только хорошими. К двадцати пяти годам он четко по-
нял, как это надо сделать», — писал Анатолий Азаров. Визбор го-
ворил о смысле своего творчества так: «Нытье — вещь поверхност-
ная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявлять
более сложное, более глубокое. Нужно зарядить людей светлым,
хорошим. Вот, элементарно говоря, мое кредо». Все песни Визбора
очень искренни. Главным цензором и редактором для него явля-
лась прежде всего совесть. Визбор не гнался за модой, не стремился
угодить критике, не сочинял на заказ — он просто пел свои песни.
В отличие от многих бардовских песен, поэзия Юрия Визбора не
уводит в мир бесплодных мечтаний, не жалуется, она не насыщена
болезненным самоисканием. Она добродушно посмеивается над
этим миром, принимает его таким, какой он есть. «Муза Визбора»
крепко стоит на земле, с точно взвешенной дозой романтики, кото-
рая окрыляет, но не отрывает от реальной жизни; она жизнеутвер-
ждающа и оптимистична, наконец, она созидательна» — так пи-
шут о Визборе критики. Действительно, герой поэта сам ощущает
себя частью этого мира, а не смотрит на него со стороны. Это всегда
здоровый, сильный человек, обладающий внутренней мощью, энер-
гией и притягательностью — независимо от того, моряк ли он или
инженер, студент или альпинист. И наверное, благодаря этой чет-
кой жизнеутверждающей позиции Визбор долгое время был лиде-
ром во главе бардовского движения и сейчас остается наиболее яр-
ким и любимым певцом. Под влиянием его песен, его творчества
формировались и формируются сейчас высоконравственные взгля-
ды и убеждения многих людей. «Визбор — это молодая Москва...
внезапно открывшая для себя много нового, в том числе горы, тай-
гу, дорогу, моря, океаны, романтических флибустьеров и реальных
геологов... Это резкое переощущение пространства и времени, исто-
рии и человека в ней» (Юлий Ким).
Но, несмотря на многообразие песенных тем, основным в твор-
честве Юрия Визбора стали горы. Побывавший в горах хоть раз не
забудет их никогда. На вершинах люди проходят испытание на по-
рядочность, человечность и честность. Визбор прошел эту много-
летнюю проверку горами. Для него горы — понятие очень много-
плановое, наделенное глубоким философским смыслом. «Что манит
в горы? Наверное, прежде всего, сами горы, прекрасные, неповто-
римые, разные. Каждый горный район — поток открытий... Гора-
ми можно любоваться бесконечно, смотреть на них, как на огонь
или бегущую воду», — говорил Визбор. Но горы для него — это не
только чудесный пейзаж, это не только красиво. Визбор наделяет
их очень многими качествами человеческого, живого. Они для не-
го — одухотворенные существа, объект творчества.
«Лучше гор — только горы» — название одного из рассказов
Юрия Визбора. И любовь Визбора к горам была взаимной. Он лю-
бил их, и они любили его. Ведь горы имели еще одну сторону: «Го-
ры — это прежде всего, понимаешь, друзья, с которыми вместе по
трудной дороге шагаешь...» Нет, наверное, ни одного альпиниста,
459
скалолаза, горнолыжника, кто бы не слышал песен Визбора. Да и
сам он знал многих и известных, и только начинающих горнолыж-
ников.
О Визборе я слышала от моих знакомых, занимающихся альпи-
низмом, знающих его, бывших вместе с ним в альплагерях. И все
они говорили, что Визбор там всегда был желанным гостем. Он был
очень добрым человеком. Даже внешность его располагала, притя-
гивала к нему людей. Он обладал необыкновенным чувством юмора
и был замечательным рассказчиком. Визбор всегда был душой ком-
пании, ее лидером. Визбора любили и любят до сих пор. Он нужен,
нужны его песни. Ведь неспроста же до сих пор передаются из рук
в руки и переписываются его кассеты, читаются его книги, смот-
рятся фильмы.
Одна из вершин на Пальмиро-Алае названа, пиком Визбора, на
Тянь-Шане появился перевал Визбора, на Кавказе — еще один пик
Визбора.
Альпинисты помнят своего товарища, своего певца.
«Мы говорим, что время делает песни. Это верно. Но и сами пес-
ни чуть-чуть делают время. Входя в нашу жизнь, они не только со-
здают ее культурный фон, но часто выступают как советчики, вы-
двигают свою аргументацию в тех или иных вопросах, а то и про-
сто рассказывают. Они становятся «делателями жизни», как и вся-
кое иное искусство» — так говорил о песнях Визбор.
Я уверена, что песни Юрия Визбора внушают людям веру в че-
ловека, в его доброту и порядочность, они защищают, утешают,
ободряют и вселяют в людей надежду, заражая всем светлым и хо-
рошим.