Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ВАМ О КНИГЕ
(По повести А. Рыбина «Кино» с самого начала»)
Пять лет назад, в августе 1990 года, я услышал о гибели Викто-
ра Цоя. До этого я не увлекался его творчеством, но у меня были
друзья, которые любили «Кино». После смерти Цоя меня заинтере-
совало, что же они находили в этой группе. Я стал собирать статьи,
слушать записи и постепенно очень увлекся. Однажды мне в руки
462
попала книга, заинтересовавшая меня тем, что ее автор — извест-
ный ленинградский музыкант Алексей Рыбин — был гитаристом
группы «Кино» с самого ее образования и почти до смерти В. Цоя.
Повесть «Кино» с самого начала» привлекла меня тем, что в ней
рассказывается о возникновении группы «Кино», о жизни ленин-
градского и московского андерграунда в начале восьмидесятых го-
дов, о творческом пути поэта и композитора Виктора Цоя.
Эта книга написана в жанре повести: здесь большое количество
действующих лиц (сами музыканты, их друзья, критики, цензоры
и многие другие люди, с которыми приходилось иметь дело героям
повести); события, описываемые в книге, происходят в период с
конца семидесятых годов по вторую половину восьмидесятых годов.
Очень часто автором нарушается хронологический порядок со-
бытий, что придает повествованию живой, заинтересовывающий
характер, привлекает внимание читателя к самым интересным, по
мнению автора, эпизодам.
Повесть начинается с того, что трое ленинградских музыкантов,
приехавших отдыхать в Крым, лежат на пляже и разговаривают.
Здесь автор умело показывает манеру общения каждого из героев:
хорошо представляется немногословная речь Цоя, оживленный
разговор Рыбина и третьего музыканта.
В следующей главе описываются обстоятельства, при которых
произошла первая встреча Рыбина и Цоя в квартире одного из уча-
стников зарождающегося панк-движения.
Потом действие возвращается к палатке, стоящей на берегу
Черного моря. Музыканты обнаруживают, что им нравится одна и
та же музыка и их взгляды на жизнь схожи. Тогда кто-то предла-
гает организовать группу. Так образовался коллектив «Гарин и Ги-
перболоиды» во главе с Цоем, сочинявшим музыку и стихи.
Далее повествуется о жизни музыкантов группы в условиях,
когда они были вынуждены участвовать в квартирных концертах,
продавать рисунки Цоя (а он учился в художественном училище),
чтобы заработать на инструменты и музыкальную аппаратуру.
Постепенно группа приобретает известность, меняет свой состав
и название на более звучное и короткое «Кино». После упорных ре-
петиций вступает в ленинградский рок-клуб, выезжает в Москву на
гастроли. В заключение автор рассказывает о разрыве, произошед-
шем между В. Цоем и другими музыкантами группы. На этом по-
вествование прекращается, и из этой книги мы не можем узнать,
что с «Кино» в последние годы жизни Цоя.
Повесть Алексея Рыбина постоянно прерывается отступлениями
различного характера. Как мне кажется, они-то и представляют
наибольший интерес для читателя, поставившего перед собой цель
узнать как можно больше о рок-движении восьмидесятых годов и о
музыкантах различных групп. Автор очень подробно рисует порт-
реты почти всех героев, появляющихся в его повествовании.
Это и друзья А. Рыбина, и люди, широко известные даже сегод-
ня: критик Артем Троицкий, много помогавший ленинградскому
андерграунду и организовывавший концерты различных групп в
Москве; певец Борис Гребенщиков, помогавший группе «Кино» в
463
записи ее первых альбомов. Благодаря этому персонажи повести
предстают перед читателями яркими образами.
В книге «Кино» с самого начала» появляются отступления даже
пейзажного плана, одно из которых очень поразило меня: «Ленин-
град. Серое небо, как грязная вата, оно залепляет глаза и лицо.
Грязь на улицах... Почерневшие деревья... Каналы... Проспекты...
Немудрено, что в этом городе люди часто сходят с ума». Ведь это
же почти по Достоевскому! Перед глазами встает яркая и вырази-
тельная картина. Видимо, Петербург всегда производил такое неиз-
гладимое впечатление, и всегда в нем были люди как сумасшед-
шие, так и талантливые.
Повесть «Кино» с самого начала» написана легким и понятным
языком. Те немногие жаргонные слова и выражения, которые
встречаются в тексте, понятны даже читателю, незнакомому с рок-
и панк-движениями. Некоторые музыкальные термины, которые
могут представлять трудность для понимания, тщательно разъяс-
няются автором прямо в тексте.
Эта книга помогла мне разобраться в сложных цепочках взаи-
моотношений между различными рок-группами и музыкантами,
показала отношение автора к периоду восьмидесятых годов. Я уз-
нал много нового о своей любимой группе. Я рекомендовал бы про-
читать эту книгу всем, кто интересуется истоками современного
питерского рок-движения.