НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Наш XX век — это век новых технологий. Техника стремитель-
но врывается в жизнь людей, она облегчает им труд, заполняет до-
суг человека. Однако технический прогресс часто вступает в конф-
ликт с моралью, противоречит нравственным понятиям.
Александр Беляев, видя успехи человечества в медицине, еще в
двадцатых годах ставил вопрос о нравственной стороне техническо-
го прогресса. В своем научно-фантастическом романе «Голова про-
фессора Доуэля» он рассказывал о существовании головы человека
отдельно от своего тела. Это, конечно, было целесообразно с прак-
тической точки зрения. Сама возможность существования головы
отдельно от тела открывала безграничные просторы, вплоть до веч-
ной жизни. Но это переворачивало веками сложившиеся представ-
ления о смерти человека как о неизбежном явлении, противоречи-
ло всем нравственным нормам общества.
Этот конфликт происходит не только в научно-фантастических
произведениях, он происходит и в нашей повседневной жизни каж-
дый день и каждую минуту. И это неудивительно, ведь успехи че-
ловечества в медицине действительно были ошеломляющими. Бла-
годаря развитию химии и физики, человечество победило многие
болезни, которые на протяжении столетий уносили тысячи жиз-
ней. Открытие рентгеновских лучей и радиоволн позволило лечить
переломы рук, ног, шеи и даже позвоночника. Техника стремите-
льно совершенствовалась, и стали возможны операции на сердце, а
также пересадка органов. Известие о пересадке органов произвело
переворот в научном мире, однако церковь долгое время была про-
тив этого. Сейчас этот метод успешно применяется во всех ведущих
клиниках мира.
Усовершенствование орудий труда произошло с огромной скоро-
стью. От плуга на конной тяге люди перешли к мощным тракто-
рам. Произошел переворот в производстве оружия и военной техни-
ки, но, с другой стороны, последняя мировая война унесла огром-
ное количество жизней: только с нашей стороны погибло более два-
дцати миллионов человек.
Благодаря появлению автомобилей, самолетов и вертолетов, воз-
росла скорость передвижения и улучшился комфорт, однако еже-
годно от авиа- и автокатастроф гибнут десятки тысяч человек.
Вообще технический прогресс — это очень противоречивое явле-
ние. Он задал столько загадок, что все и за год не разгадаешь.
Очень трудно осмыслить, что в нашем мире важнее: технический
прогресс или нравственность. По приведенным мною фактам из ху-
дожественной и научной литературы трудно решить, что нужнее. Я
не думаю, что человечество откажется от автомобилей и самолетов,
508
всех удобств, от атомных электростанций, которые дают около тре-
ти всей энергии. Скорее, оно откажется от нравственности, что го-
раздо страшнее, чем жизнь без удобств. Если человечество потеряет
свой нравственный облик, то снова воцарится фашизм. Появятся
новые концентрационные лагеря, в которых, мучая и убивая лю-
дей, «доктора» будут «двигать прогресс». Ведь пятьдесят лет назад
фашизм остановили именно нравственные идеалы человечества, со-
страдание и взаимопомощь. Тогда люди поняли, что нельзя двигать
технический прогресс с помощью бесчеловечных экспериментов
над людьми. А если посмотреть с другой стороны, если бы господ-
ствовала нравственность, если бы технический прогресс отсутство-
вал, что было бы тогда? Тогда мы, скорее всего, так и остались бы
на уровне XV—XVI веков, где святая инквизиция пресекала бы
всякую попытку внедрить что-нибудь новое.
Так что трудно оценить, что важнее — технический прогресс
или нравственность. Я думаю, что только при наличии обеих этих
вещей, при борьбе одного с другим может развиться высокоразви-
тое, гуманное общество.