НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
(На научном материале) (I вариант)
Нравственность и технический прогресс — две совершенно раз-
ные стороны жизни общества. Нравственность — это совокупность
нравственных законов, по которым живет человек, то есть законов,
которые он сам определяет для себя, в зависимости от воспитания,
окружающих его людей и т. д. Технический прогресс — это разви-
тие производительных сил общества. Тем не менее они, как и лю-
бые сферы жизни общества, должны быть взаимосвязаны между
собой.
Считается, что нравственность и нравственные законы сущест-
вовали с момента зарождения общества и что нравственность явля-
ется врожденным свойством человека, заложенным в него самой
природой. Стремление человека к техническому прогрессу также
проявляется на самых ранних стадиях развития общества.
Раскрытие нравственных законов человеком с момента зарожде-
ния общества, несомненно, претерпело большие изменения. Нрав-
ственные законы становятся более гуманными, в них вошли такие
понятия, как свобода личности, уважение к личности (разумеется,
развитие нравственных законов рассматривается на большинстве
населения и в расчет не принимаются отдельные случаи безнравст-
венности, существовавшие всегда). Такой процесс можно назвать
нравственным прогрессом. Наличие же технического прогресса не
вызывает сомнений. Так каким же образом взаимодействуют эти
прогрессы? Обусловливает ли технический прогресс развитие нрав-
ственности или, наоборот, они развиваются независимо друг от
друга?
Современные писатели часто обращаются к будущему, пытаясь
понять и высказать свою точку зрения на то, как будут развива-
ться нравственный и технический прогрессы. Существуют разные
точки зрения: что нравственный прогресс в дальнейшем подчинит
509
зхнический или, наоборот, что нравственный прогресс достиг ко-
нечной точки своего развития и далее развиваться не будут и
т. д. Тем не менее человечество прошло уже довольно долгий
путь развития нравственных законов и технического прогресса, и,
рассматривая этот путь, наверняка можно проследить их взаимо-
действие. Нравственный и технический прогрессы, как свидетель-
ствуют теории развития общества Канта, Маркса и прочих, заро-
дились одновременно на заре цивилизации и с тех пор развива-
лись параллельно друг другу: с развитием производительных сил
развивается и понятие о нравственности. На исторических источ-
никах невозможно проследить зависимость одного прогресса от
другого. Но, быть может, они развиваются независимо друг от
друга. Этому существуют подтверждения в современных истори-
ческих находках. В научных периодических изданиях неодно-
кратно печатались сообщения о народностях, не развивавшихся
технически, но имевших нравственные законы, соответствующие
современным.
Но хотя нравственность и технический прогресс развиваются
независимо, это не значит, что они совершенно не взаимодействуют
между собой. Это означает лишь то, что при отсутствии одного из
этих факторов другой будет развиваться (хотя общество и не будет
полноценным).
Сферы взаимодействия их очень велики. Как писал известный
религиозный деятель Филарет, одним из главных законодателей
нравственных законов является религия. В современном обществе.
в основном сохраняются нравственные законы, провозглашаемые
самыми распространенными религиями. Но с развитием техниче-
ского прогресса многие люди стали атеистами, что несколько изме-
нило нравственные законы. Также изменилась внешняя сторона са-
мой религии, но сама ее суть осталась неизменной. Также техни-
ческий прогресс заметно повлиял на распространение нравственно-
го прогресса. Среди нравственных законов появилось бережное от-
ношение к окружающей среде. В свою очередь, нравственность на-
правляет технический прогресс, сдерживая его развитие в некото-
рых отраслях и сферах жизни (например: в производстве оружия, в
загрязнении окружающей среды).
Нравственный и технический прогрессы олицетворяют собой
умственное и духовное развитие человека. Человек, как считают
психологи, развивается независимо умственно и духовно. И в этом
случае общество можно назвать единым человеческим организмом,
развивающимся по тем же законам, что и отдельный индивидуум.
И каждый член/общества должен делать все возможное, чтобы этот
организм был полноценным и одинаково хорошо развитым и
технически и нравственно.