МИР — ТЕАТР...
Театр, в котором свое назначение человек выбирает сам. Лю-
ди — основа мира, как актеры есть основа любого театра. Они —
реальное воплощение нереальных идей, приходящих к тем немно-
гим сумасбродам, что пишут сценарии и воплощают их на сцене.
Однако любой, даже самый гениальный сценарий не может от-г
крыться миру, и ни один актер не покажет себя в роли, если не бу-
дет режиссера.
От режиссера зависит судьба спектакля, его успешность или
провал. Ведь зрителю нужно зрелище, и зритель равнодушно отно-
сится к тому, каких трудов стоит показать это зрелище. Режиссер
должен верить в ту идею, которая выдвинута в сценарии. Режиссер
не должен ни на минуту сомневаться в успехе спектакля. От пози-
ции режиссера зависит настроение актеров.
Режиссер должен осознавать ту ответственность, которая лежит
на нем за поставленное им действо. Ведь то, что он создаст, увидит
не один человек, и в этом творении должно почерпнуться челове-
ком только добро, только человеколюбие, только вера. А иначе ре-
жиссер станет воспевателем царства тьмы, которое и так поглотило
сознание и жизнь зрителя. Это не составит труда стать одним из
тех, кто призывает убить, но настоящая от этого заслуга в том, что-
бы стать лучом добра в царстве тьмы. Это — сложно, это — тяже-
ло, но в этом жизнь, и от этого нельзя отступать.
Любой сценарий, любое произведение, даже самое привычное и
традиционное, может зазвучать совсем иначе, совсем ново от того
видения, что предполагает в режиссере. И даже самое жестокое мо-
жет открыться миру по-иному, вызывая страдание. Это — прямая
зависимость от гуманности режиссера.
Успех театра зависит от желания зрителя туда идти. Самобыт-
ность человечества в стремлении, будучи подверженным влиянию
злых сил, к добру, к свету. А если в этом театре будет много света,
много солнца, люди будут приходить, и в этом будет заслуга в пер-
вую очередь режиссера.
Вокруг людей слишком много тьмы — это трагедия жизни. С
этим уже свыклись, с этим позволяют себе жить. Это страшно, но
это — факт жизни. Очень трудно, видя вокруг себя такое, оставать-
ся таким, каким должен быть человек, приносящий в этот мир
свет, творящий Красоту.
Зная страсть людей к зрелищам, режиссер должен показывать
только результат того, к чему должны стремиться люди: к совер-
шенству, красоте, эстетичности и гуманности.
Сознание этого должно прийти через познание. Многое надо ос-
мыслить: теорию эстетики и гуманности, чтобы принять практич-
ное проявление злых идей, чтобы отмести от своего сознания. И
еще нужно желание принять то, что ближе по духу. А выбор этот
528
не всегда, к сожалению, правильный. От этого в театре жизни
острая нехватка света — режиссеры зачастую выбирают путь, про-
ложенный охотниками до легкой наживы, которые не гнушаются
ничем, чтобы ублажить свое тщеславие. Стремление к идеалу по-
рождает вдохновение. Вдохновленный человек прекрасен. Но для
вдохновения нужна пища, которой опять же в театре недостает. И
режиссер должен искать пути, по которым идут музы, идет вдохно-
вение. И, нашедши этот путь, твердо встать на него.
Ёся жизнь — это поиск. Для режиссера поиск этот в познании
себя, в познании мира. Результат — исповедь, что воплощают акте-
ры на сцене, крик души, который никто почти не видит. Да и нуж-
но ли режиссеру боготворение? Думается, нет. Настоящий режис-
сер отдает все, что у него есть, ничего не требуя взамен, — своего
рода абсолютный эгоизм. Он отдает душу, показывая ее постиже-
ние на определенных этапах жизненного процесса, разными вопло-
щениями.
К абсолютному нельзя прийти, постигнув лишь философские
учения. Это должно быть понято и принято через прохождение пу-
ти творческого процесса, который сугубо индивидуален, даже ин-
тимен. Это — привилегия творческой личности. Жизнь вечного по-
иска — выбор единиц, обрекающих себя на непонимание со сторо-
ны окружающих и от этого на духовное одиночество. Истинный
творец принимает эту жизнь как единственно приемлемую форму
бытия.
Одиночество —- удел великих, однако быть одиноким больно.
Трудно, видя непонимание, оставаться верным своей идее. Но и че-
рез эту боль настоящий творец должен переступить.
Идти через все к совершенству и дарить совершенство миру —
вот суть жизни настоящего режиссера.
Роль режиссера самая трудная из всех в театре жизни. Самая
сложная, однако самая судьбоносная. Я бы очень хотела иметь та-
кую судьбу, однако зависит это, конечно, не от меня. Так что одно-
значно сказать о своей роли в театре я не могу, да и пока не имею
на это морального права: человек должен достигнуть определенных
уровней, чтобы заявлять о своей роли.
Однозначно могу сказать лишь то, что была бы счастлива пода-
рить миру чуточку света, добра. Была бы счастлива дать возмож-
ность радоваться жизни другим людям. Была бы счастлива «сма-
зать краской карту будней», краской яркой, цвета Солнца, цвета
листвы, цвета жизни. И была бы счастлива сказать: «Слава тебе,
безысходная боль...», ничего не требуя взамен.