|
|
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» 3 |
|
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Великая литература никогда не утрачи- вает своей свежести и красоты. Самой суро- вой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениаль- ного «Слова о полку Игореве», но это древнее творение и сейчас привлекает читателей, по- этов и ученых, возбуждая творческую и на- учную мысль. Честь первооткрывателя «Слова» принад- лежит знатоку русской древности Мусину- Пушкину: драгоценная рукопись была им най- дена в XVIII веке в одном из монастырей. Тог- да же был сделан первый перевод. Оригинал сгорел в войну 1812 года в Москве, и до нас до- шел лишь Екатерининский список. «Слово» повествует о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах XII века в связи с участившимися половецкими- набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников. В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Игорь в этом походе не участвовал и совершил свой поход че- рез год в 1185 году. Превосходящие силы полов- цев разгромили Игореву дружину и взяли кня- зя в плен. Игорь, по существу, сам «отворил во- рота» кочевникам на Русь. «Слово» состоит из вступления, трех час- тей и концовки. Во вступлении автор вспоми- нает вещего певца Бояна (здесь — поэт), ко- торый прославлял воинские подвиги русских князей. Создатель же «Слова» хочет пове- дать людям суровую правду. Первая часть «Слова» — рассказ о походе Игоря. Вторая часть переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полко- водец и государственный деятель, осуждает своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники ре- шили: «Будем одни мужественны, одни за- хватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их поход. Святослав обращается ко всем русским кня- зьям, призывая к объединению. Центральный эпизод третьей части «Слова» — плач Яро- славны, жены Игоря. Она обращается к мо- гучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святосла- ву. Финал поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпо- ра общему врагу. Таково содержание произ- ведения. Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский — смелый, благо- родный человек и неустрашимый военачаль- ник. Он горячо любит свою родину. Воинская честь и чувство долга не позволяют ему ос- тавить в беде своего брата Всеволода. Выру- чая его, Игорь и попадает в плен. Отважный Всеволод, сражающийся, как былинный бо- гатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице. Он не до- рожит своей жизнью. Хотя автор восхищает- ся подвигами князей, он осуждает их,за лег- комыслие и жажду славы. Но он утвержда- ет, что Игорь нужен отечеству: «Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и Русской земле без Игоря». Вот почему «Слово» заканчивается провозглашением 'сла- вы Игорю, осознавшему и тяжело пережив- шему свою роковую ошибку. Безупречен положительный герой «Сло- ва» — киевский князь Святослав. Это чело- век глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все силы должны быть объединены для борьбы с внешним врагом. Трогателен образ жены Игоря — Ярославны, В ее плаче, напоминаю- щем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чью мирную жизнь, счастье и любовь разрушила война. Особое место в «Слове» занимает собиратель- 6 ный образ дружины. Она сражается с полов- цами до последнего человека. Называя дру- жину «русским золотом», автор укоряет Иго- ря за то, что он погубил это «богатство». Еще один образ — величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Все про- изведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. Широте и разнообразию жизненных явле- ний, показанных в «Слове», соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достиже- ния современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной по- эзии. Поистине «Слово» представляет вели- чайшую ценность как памятник древнерус-, ской культуры.
|
|
|