|
|
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» |
|
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» «Слово о полку Игореве» посвящено тра- гическому событию русской истории — похо- ду новгород-северского князя Игоря Свято- славовича на половцев, героической битве и жестокому поражению на берегах реки Кая- лы. Произведение является выдающимся па- мятником древнерусской литературы. Суще- ствует множество переводов произведения на современный язык. Оно столь же значимо для исследователей и притягательно для по- этов, как «Гамлет» для драматургов и акте- ров. Огромное эмоциональное воздействие «Слова о полку Игореве» неизменно на про- тяжении столетий. В чем же секрет художе- ственного обаяния этого произведения? С по- мощью каких литературных приемов автору удалось достичь высот поэтического совер- шенства? Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — военная повесть, однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жа- нры устной народной поэзии — «плач» и «сла- ву». «Слово» начинается с упоминания о Боя- не, который «жил <...> в громе дедовских по- бед» и слагал хвалебные песни в честь князей: Вещие персты он подымал, И на струны возлагал живые, — Вздрагивали струны, трепетали, Сами князям славу грохотали. Автор же прославляет подвиги русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю — славы, почестей — себе!», величие единой, сильной Руси: Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют, Величают князя Святослава, Игоря отважного клянут.. «Славой» молодым князьям, пытающим- ся, пусть и безуспешно, не щадя жизни от- стоять родные рубежи, и завершается произ- ведение: Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил! Здрав будь князь, и вся дружина слава! Слава князям, и дружине слава'. Другой фольклорный жанр, противополож- ный по настроению «славам», — «плач». Его использование создает необычайно богатую эмоциональную палитру произведения. При- мером этого жанра служит знаменитый плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, об- ращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о помощи Игорю и с горь- ким упреком в безучастности к его судьбе. Отдельным жанром древнерусской литера- туры, который и объявлен в заглавии, являет- ся «слово». Название соответствует современ- ному «речь» — это жанр ораторского искусст- ва (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения). Но, как уже говорилось, это произве- дение — уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» от- дельным фрагментом. «Золотое слово» Святослава, воплощаю- щее авторскую идею о единении Руси, о вос- становлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано», горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! За- губили юность вы свою...». Такое смешение контрастных по эмоцио- нальному восприятию жанров придает до- полнительную напряженность сюжету, уси- ливает накал сопереживания героям. Жизнен- ные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и по- стоянно держат читателя в напряжении. Пронзительную лирическую струю в сис- тему образов и настроений «Слова» вносит в произведение образ автора — живого, заин- тересованного свидетеля драматических со- бытий русской истории. Авторское присутст- вие, оценка изображаемых событий сопутст- вуют всему повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их, предостерегает об опас- ностях, сравнивает прошлое с настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения, восклицания, — характеризуют автора как человека большой литературной культуры. Избрав жанр, он не только использовал все известные изобразительные средства оратор- ской прозы, но и выступил как новатор. Гени- альный художник дополнил их средствами из устной народной поэзии. Одним из героев произведения является природа. Языческое обожествление природных явлений воплотилось в обращении героев к Донцу, Солнцу, Ветру как к существам, способ- ным изменить судьбу людей. И природа сочув- ствует героям, предупреждает их об опасности, помогает им. Это усиливает трагичность произ- ведения. Некоторые образы природы проходят через все «Слово». Перед походом Игоря Солн- це предупреждает его об опасности, грядущей неудаче: Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Среди бела дня ночная тень Ополченъя русские покрыла. В начале похода Солнце снова препятст- вует обреченному на погибель Игоревому войску: «Солнце тьмою путь ему закрыло». Перед решающей битвой «кровяные зори возвещают бедствие с утра, тучи надвигают- ся от моря на четыре княжеских шатра». По- сле трагического поражения «степь поникла, жалости полна, и деревья ветви преклони- ли». Во время Игорева побега природа помо- гает ему: Дятлы, Игоря встречая, Стуком кажут путь к реке, И, рассвет веселый возвещая, Соловьи ликуют, вдалеке. Когда князь вернулся на родину, мрак над русской землей рассеялся и солнце лико- вало вместе с народом. В «Слове о полку Игореве» все значи- тельно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, худо- жественные средства отражают смысл каж- дого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и уди- вительно цельном поэтическом тексте.
|
|
|