ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
«СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
«Слово о полку Игореве» посвящено тра-
гическому событию русской истории — похо-
ду новгород-северского князя Игоря Свято-
славовича на половцев, героической битве и
жестокому поражению на берегах реки Кая-
лы. Произведение является выдающимся па-
мятником древнерусской литературы. Суще-
ствует множество переводов произведения
на современный язык. Оно столь же значимо
для исследователей и притягательно для по-
этов, как «Гамлет» для драматургов и акте-
ров. Огромное эмоциональное воздействие
«Слова о полку Игореве» неизменно на про-
тяжении столетий. В чем же секрет художе-
ственного обаяния этого произведения? С по-
мощью каких литературных приемов автору
удалось достичь высот поэтического совер-
шенства?
Можно сказать, что жанр «Слова о полку
Игореве» — военная повесть, однако описание
деталей воинского снаряжения, тактических
особенностей битвы и последствий неудачи
составляет лишь внешнюю сюжетную канву
произведения, но далеко не исчерпывает его
содержания. Повествование объединяет и жа-
нры устной народной поэзии — «плач» и «сла-
ву». «Слово» начинается с упоминания о Боя-
не, который «жил <...> в громе дедовских по-
бед» и слагал хвалебные песни в честь князей:
Вещие персты он подымал,
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу грохотали.
Автор же прославляет подвиги русских
воинов, которые «добывают острыми мечами
князю — славы, почестей — себе!», величие
единой, сильной Руси:
Венецейцы, греки и морава
Что ни день о русичах поют,
Величают князя Святослава,
Игоря отважного клянут..
«Славой» молодым князьям, пытающим-
ся, пусть и безуспешно, не щадя жизни от-
стоять родные рубежи, и завершается произ-
ведение:
Слава всем, кто не жалея сил
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь князь, и вся дружина слава!
Слава князям, и дружине слава'.
Другой фольклорный жанр, противополож-
ный по настроению «славам», — «плач». Его
использование создает необычайно богатую
эмоциональную палитру произведения. При-
мером этого жанра служит знаменитый плач
Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, об-
ращающейся к одушевленным Ветру, Днепру
и Солнцу с мольбой о помощи Игорю и с горь-
ким упреком в безучастности к его судьбе.
Отдельным жанром древнерусской литера-
туры, который и объявлен в заглавии, являет-
ся «слово». Название соответствует современ-
ному «речь» — это жанр ораторского искусст-
ва (предположительно, текст «Слова о полку
Игореве» создавался для устного рассказа или
пения). Но, как уже говорилось, это произве-
дение — уникальный синтез разных жанров,
а «слово» включено в него «в чистом виде» от-
дельным фрагментом.
«Золотое слово» Святослава, воплощаю-
щее авторскую идею о единении Руси, о вос-
становлении ее могущества путем забвения
княжеских распрей перед лицом внешнего
врага, также «со слезами смешано», горем
пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! За-
губили юность вы свою...».
Такое смешение контрастных по эмоцио-
нальному восприятию жанров придает до-
полнительную напряженность сюжету, уси-
ливает накал сопереживания героям. Жизнен-
ные коллизии предстают многоплановыми,
вызывают противоречивые мысли и чувства,
притягивают внутренним драматизмом и по-
стоянно держат читателя в напряжении.
Пронзительную лирическую струю в сис-
тему образов и настроений «Слова» вносит
в произведение образ автора — живого, заин-
тересованного свидетеля драматических со-
бытий русской истории. Авторское присутст-
вие, оценка изображаемых событий сопутст-
вуют всему повествованию. Он сочувствует
героям, осуждает их, предостерегает об опас-
ностях, сравнивает прошлое с настоящим.
Приемы ораторского искусства: обращения,
восклицания, — характеризуют автора как
человека большой литературной культуры.
Избрав жанр, он не только использовал все
известные изобразительные средства оратор-
ской прозы, но и выступил как новатор. Гени-
альный художник дополнил их средствами из
устной народной поэзии.
Одним из героев произведения является
природа. Языческое обожествление природных
явлений воплотилось в обращении героев к
Донцу, Солнцу, Ветру как к существам, способ-
ным изменить судьбу людей. И природа сочув-
ствует героям, предупреждает их об опасности,
помогает им. Это усиливает трагичность произ-
ведения. Некоторые образы природы проходят
через все «Слово». Перед походом Игоря Солн-
це предупреждает его об опасности, грядущей
неудаче:
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Среди бела дня ночная тень
Ополченъя русские покрыла.
В начале похода Солнце снова препятст-
вует обреченному на погибель Игоревому
войску: «Солнце тьмою путь ему закрыло».
Перед решающей битвой «кровяные зори
возвещают бедствие с утра, тучи надвигают-
ся от моря на четыре княжеских шатра». По-
сле трагического поражения «степь поникла,
жалости полна, и деревья ветви преклони-
ли». Во время Игорева побега природа помо-
гает ему:
Дятлы, Игоря встречая,
Стуком кажут путь к реке,
И, рассвет веселый возвещая,
Соловьи ликуют, вдалеке.
Когда князь вернулся на родину, мрак
над русской землей рассеялся и солнце лико-
вало вместе с народом.
В «Слове о полку Игореве» все значи-
тельно, полно глубинного смысла. Каждая
деталь не случайна. Взаимодействуя, худо-
жественные средства отражают смысл каж-
дого эпизода, поэтому широкое историческое
полотно нашло воплощение в сжатом и уди-
вительно цельном поэтическом тексте.