|
|
ВЕЧНО ЖИВОЕ «СЛОВО» (изображение Руси в «Слове о полку Игореве») |
|
ВЕЧНО ЖИВОЕ «СЛОВО» (изображение Руси в «Слове о полку Игореве») «Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Загадочны и вызывают споры обстоятельства создания этого произведения, есть непрояс- ненные моменты в истории его опубликова- ния, сама его подлинность до сих пор кажет- ся некоторым исследователям сомнительной. До наших дней «Слово» дошло не в подлинной рукописи и даже не в древнем списке, а в спи- ске со списка, сделанном уже в XVIII веке А. И. Мусиным-Пушкиным. Речь в этом про- изведении идет о событиях более чем восьми- вековой давности и само оно невелико по объ- ему, но интерес к нему с течением времени не угасает, а только разгорается. Чем же можно объяснить это удивительное явление? Давайте вспомним исторические обстоя- тельства написания «Слова о полку Игореве», После распада единой Киевской державы обособившиеся русские княжества все чаще и чаще подвергались набегам кочевников, преж- де всего половцев. В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводитель- ством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, на- долго отступила. Но князь Игорь не мог участ- вовать в этом победоносном походе: он начал- ся весной, и гололедица помешала конному войску князя прибыть вовремя. Игорь считал, что ему не удалось дока- зать свою преданность союзу русских кня- зей, и решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: Игорь на- 8 деялся отвоевать у половцев когда-то утра- ченную Тмутаракань. Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недальновидностью, безрассудст- вом, любовь к Родине — с пренебрежением высшими ее интересами. Игорь хотел просла- виться, и это привело его к краху. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками рус- ские князья — Игорь и Всеволод — оказа- лись в плену. Впервые русское войско потер- пело такое сокрушительное поражение. Победив Игоря, половцы ринулись разо- рять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до Руси. Тяжесть неудачи Игоря была тем позор- нее для Русской земли, что она подорвала зна- чение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей. «Слово» писалось в период упадка един- ства политического, но далеко не культурно- го. В XII веке на Руси происходит подъем культуры. Особенного развития тогда дости- гает искусство слова. Большинство древне- русских письменных произведений XII века не дошло до нас, но даже то немногое, что со- хранилось, свидетельствует о высокой общей культуре, о наличии нескольких литератур- ных школ, о многочисленности жанров. «Слово» — яркое доказательство высокого уровня развития Руси. Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Со- здавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и рус- скую историю. Свой призыв к единению, свое чувство любви к Родине автор воплотил в живом, кра- сочном образе Русской земли. Образ Руси — существенная часть «Слова» как призыва к ее защите. Автор так показывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о разобщенности кажется нам неестественной. С трудом верится, что мирный труд рус- ских пахарей нарушен усобицами князей, что многие русские мужи полегли в битве. Приро- да живет и дышит в «Слове», она заодно с че- ловеком, поддерживает могучих русских вои- нов. Природа радуется их победам и опечале- на их поражениями. Автор рисует яркие картины простора рус- ской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые охватывали бы столь обширные географические пространства. Дон, Днепр, Волга, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород — все это наша Родина. Автор описывает эти места, придавая им живые, теп- лые черты. С другой стороны, он противопос- тавляет их «мертвой» половецкой степи — «стране незнаемой», «грязевым местам». Понятие «Русская земля» для автора «Сло- ва», конечно же, означало не только природу. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря! Включает автор «Слова» в понятие «Рус- ская земля» и ее историю. Рассказывая о по- ходе Игоря, автор охватывает в повествовании крупный- промежуток времени. Он пишет о поражении в назидание потомкам. Ведь «Сло- во» — это, помимо всего прочего, и призыв не повторять своих же ошибок. Гибкий -ритм «Слова» подчинен содержа- нию. Ритм меняется, близко следуя смыслу, идее произведения. В этом точном соответст- вии ритмической формы и идейного содержа- ния «Слова» — одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка. «Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напо- ено Им. «Слово» было призывом к прекраще- нию усобиц, к объединению перед лицом могу- чего внешнего врага. На примере поражения Игоря автор показывает последствия раздроб- ленности Руси. Он обращается ко всем князь- ям, призывая их к ответу и требовательно на- поминая об их долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину. Таким образом «Слово» — это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невоз- можно было выжить. Но немногие это понима- ли, как немногие понимают это и сейчас.
|
|
|