«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» —
ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ
«Слово о полку Игореве» было создано
около восьми веков назад. Но интерес к нему
со временем не угасал, а разгорался. «Слово»
9
до сих пор занимает умы историков, лингви-
стов, поэтов. И по сей день ведутся споры по
поводу его открытия и опубликования, про-
блема подлинности также не решена оконча-
тельно: до нас дошел не подлинник, а список
с оригинала, найденного Мусиным-Пушки-
ным. О чем же повествует «Слово»? Почему
так ценно для нас это произведение?
В 1184 году объединенными усилиями
русских князей под- предводительством киев-
ского князя Святослава половцы были разби-
ты, и опасность, казалось бы, надолго отсту-
пила. Но князь Игорь не мог участвовать в
этом победоносном походе: он начался вес-
ной, и гололедица помешала его конному вой-
ску прибыть вовремя. Игорь считал, что ему
не удалось доказать свою преданность союзу
русских князей, и он решил снарядить новый
поход. Его планы простирались очень далеко:
князь надеялся отвоевать у половцев когда-то
утраченную Тмутаракань. Смелость, чувство
чести столкнулись в Игоре с его недально-
видностью, безрассудством, любовь к Роди-
не — с отсутствием представления о едине-
нии, государственном благе. Игорь хотел
прославиться, и это привело его к поражению,
которого еще не знали русичи. Впервые за
всю историю борьбы с кочевниками русские
князья — Игорь и Всеволод — оказались
в плену. Впервые русское войско потерпело
такое сокрушительное поражение. Победив
Игоря, половцы ринулись разорять Русскую
землю. Князья были заняты внутренними
раздорами, и им не было дела до страны. Тя-
жесть неудачи Игоря была тем позорнее для
Русской земли, что уничтожила плоды блес-
тящей победы над половцами, за год до это-
го одержанной союзом русских князей.
«Слово» писалось в период политическо-
го, но далеко не культурного упадка. На фо-
не общего подъема культуры особенное раз-
витие в XII веке получает искусство слова.
Большинство древнерусских письменных
произведений того времени не дошло до нас,
но даже то немногое, что сохранилось, сви-
детельствует о высоком уровне общей куль-
туры, о наличии нескольких литературных
школ, о развитости жанровой системы. Тем
большей для нас является ценность «Слова».
Читая это произведение, мы можем не толь-
ко узнать некоторые исторические факты,
но и получить представление о литературе
древности.
«Слово» — высокопатриотическое произ-
ведение. Автор рисует удивительно живой
образ Русской земли. Создавая «Слово», он
сумел окинуть взором всю Русь целиком,
объединил в своем произведении и русскую
природу, и русских людей, и русскую исто-
рию. Свой призыв к единению, свое чувство
любви к родине автор воплотил в живом, кра-
сочном образе Русской земли. Этот образ —
существенная часть «Слова». Автор так пока-
зывает удивительно органичное сочетание
всего в Русской земле, что сама мысль о ра-
зобщенности кажется нам неестественной.
Природа живет и дышит в «Слове» вмес-
те с человеком, поддерживает могучих рус-
ских воинов. Она радуется их победам и гру-
стит о поражениях. Автор рисует необъят-
ные просторы Русской земли. Едва ли в
мировой литературе есть произведения, ко-
торые охватывали бы столь обширные гео-
графические пространства: Дон, Днепр, Вол-
га, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск,
Новгород — все это наша Родина. Автор упо-
минает эти места, наделяя живыми, теплыми
чертами. С другой стороны, он противопос-
тавляет их «мертвой» половецкой степи —
«стране незнаемой», «грязевым местам».
Русская земля для автора «Слова», ко-
нечно же, означала не только природу. Зна-
чительный образ в произведении — русский
народ. Как прочувствованно автор описывает
горе всего народа после поражения Игоря!
Понятие Родины означает для автора и ее
историю. Рассказывая о походе Игоря, он
включает в повествование исторические от-
ступления, ведь автор пишет о поражении в
назидание потомкам, ведь «Слово» — это, по-
мимо всего прочего, и предупреждение не
повторять своих же ошибок. К сожалению,
история редко чему-либо учит людей,
Особый, уникальный ритм «Слова» под-
чинен содержанию. Он меняется, следуя
смыслу, идее произведения. Такое точное со-
ответствие ритмической формы и идейного
содержания «Слова» позволяет называть это
произведение шедевром древнерусской ли-
тературы.
Идея же «Слова» просматривается легко.
Произведение было непосредственным откли-
10
ком на историческое событие — поход Игоря.
Автор, сопереживая своей земле, с болью го-
ворит о разрозненности княжеств Руси, о меж-
доусобицах. «Слово» проникнуто теплым,
нежным и сильным чувством любви к Родине.
Оно напоено им. «Слово» было призывом к
прекращению усобиц, к объединению перед
лицом могучего внешнего врага. Автор обра-
щается ко всем князьям, призывая их к отве-
ту и требовательно напоминая о долге перед
Русью. Он зовет их защищать Родину. Таким
образом, «Слово» — это призыв к единению.
Для Руси того времени этот вопрос стоял
очень остро. Без объединения невозможно
было выжить. Но немногие это понимали, как
немногие понимают и сейчас.