|
|
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ |
|
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ «Слово о полку Игореве» было создано около восьми веков назад. Но интерес к нему со временем не угасал, а разгорался. «Слово» 9 до сих пор занимает умы историков, лингви- стов, поэтов. И по сей день ведутся споры по поводу его открытия и опубликования, про- блема подлинности также не решена оконча- тельно: до нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушки- ным. О чем же повествует «Слово»? Почему так ценно для нас это произведение? В 1184 году объединенными усилиями русских князей под- предводительством киев- ского князя Святослава половцы были разби- ты, и опасность, казалось бы, надолго отсту- пила. Но князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: он начался вес- ной, и гололедица помешала его конному вой- ску прибыть вовремя. Игорь считал, что ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей, и он решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: князь надеялся отвоевать у половцев когда-то утраченную Тмутаракань. Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недально- видностью, безрассудством, любовь к Роди- не — с отсутствием представления о едине- нии, государственном благе. Игорь хотел прославиться, и это привело его к поражению, которого еще не знали русичи. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками русские князья — Игорь и Всеволод — оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое сокрушительное поражение. Победив Игоря, половцы ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до страны. Тя- жесть неудачи Игоря была тем позорнее для Русской земли, что уничтожила плоды блес- тящей победы над половцами, за год до это- го одержанной союзом русских князей. «Слово» писалось в период политическо- го, но далеко не культурного упадка. На фо- не общего подъема культуры особенное раз- витие в XII веке получает искусство слова. Большинство древнерусских письменных произведений того времени не дошло до нас, но даже то немногое, что сохранилось, сви- детельствует о высоком уровне общей куль- туры, о наличии нескольких литературных школ, о развитости жанровой системы. Тем большей для нас является ценность «Слова». Читая это произведение, мы можем не толь- ко узнать некоторые исторические факты, но и получить представление о литературе древности. «Слово» — высокопатриотическое произ- ведение. Автор рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем произведении и русскую природу, и русских людей, и русскую исто- рию. Свой призыв к единению, свое чувство любви к родине автор воплотил в живом, кра- сочном образе Русской земли. Этот образ — существенная часть «Слова». Автор так пока- зывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о ра- зобщенности кажется нам неестественной. Природа живет и дышит в «Слове» вмес- те с человеком, поддерживает могучих рус- ских воинов. Она радуется их победам и гру- стит о поражениях. Автор рисует необъят- ные просторы Русской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, ко- торые охватывали бы столь обширные гео- графические пространства: Дон, Днепр, Вол- га, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород — все это наша Родина. Автор упо- минает эти места, наделяя живыми, теплыми чертами. С другой стороны, он противопос- тавляет их «мертвой» половецкой степи — «стране незнаемой», «грязевым местам». Русская земля для автора «Слова», ко- нечно же, означала не только природу. Зна- чительный образ в произведении — русский народ. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря! Понятие Родины означает для автора и ее историю. Рассказывая о походе Игоря, он включает в повествование исторические от- ступления, ведь автор пишет о поражении в назидание потомкам, ведь «Слово» — это, по- мимо всего прочего, и предупреждение не повторять своих же ошибок. К сожалению, история редко чему-либо учит людей, Особый, уникальный ритм «Слова» под- чинен содержанию. Он меняется, следуя смыслу, идее произведения. Такое точное со- ответствие ритмической формы и идейного содержания «Слова» позволяет называть это произведение шедевром древнерусской ли- тературы. Идея же «Слова» просматривается легко. Произведение было непосредственным откли- 10 ком на историческое событие — поход Игоря. Автор, сопереживая своей земле, с болью го- ворит о разрозненности княжеств Руси, о меж- доусобицах. «Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напоено им. «Слово» было призывом к прекращению усобиц, к объединению перед лицом могучего внешнего врага. Автор обра- щается ко всем князьям, призывая их к отве- ту и требовательно напоминая о долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину. Таким образом, «Слово» — это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невозможно было выжить. Но немногие это понимали, как немногие понимают и сейчас.
|
|
|