ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
Главное дело жизни А. С. Грибоедова, ко-
медию «Горе от ума», А. А. Блок назвал «ге-
ниальнейшей русской драмой». Пьеса «Горе
от ума» сюжетно построена на конфликте од-
новременно личном и общественном. При
этом одно с другим оказывается тесно свя-
занным, общественная проблематика комедии
прямо вытекает из личной. В «Горе от ума»
существенно важным для развития действия
оказывается и неразделенная любовь героя,
и еще более — неразрешимое противоречие
умного и честного героя с безумным общест-
вом, в котором он живет. Грибоедов так гово-
рил об этом в письме к Катенину: «...девушка,
сама не глупая, предпочитает дурака умному
человеку (не потому, что ум у нас грешных
был обыкновенен, нет! и в моей комедии
25 глупцов на одного умного человека)», и
этот человек, разумеется, в противоречии с
обществом, его окружающим, его никто не по-
нимает, никто простить не хочет, зачем он не-
множко повыше прочих.,.»
Чацкий и Молчалин примерно одного воз-
раста, одного времени, живущие в одной
стране, городе. Но насколько они различны!
Чацкий — само красноречие, правдивость,
ум... «Он обличитель лжи и всего, что отжи-
ло, что заглушает новую жизнь. Он требует
места своему веку», — пишет Гончаров в ста-
тье «Мильон терзаний». Молчалин же — ли-
цемер, подхалим-хамелеон с головы до пят.
Во всем, всегда и везде мнения, действия Чац-
кого и Молчалина различны, почти проти-
воположны. Это понимает и Софья. Любя
Молчалина, она в его пороках видит идеал,
а в достоинствах Чацкого — недостатки: «Ве-
селость ваша не скромна, у вас тотчас уж ос-
23
трота готова... Грозный взгляд, и резкий тон,
и этих в вас особенностей бездна; а над собой
гроза куда не бесполезна». Молчалин же: «При
батюшке три года служит, тот часто без тол-
ку сердит, а он безмолвием его обезоружит...
Веселостей искать бы мог; ничуть; от старич-
ков не ступит за порог; мы резвимся, хохо-
чем, он с ними целый день засядет, рад не
рад, играет... Конечно, нет в нем этого ума,
что гений для иных, а для иных чума, кото-
рый скор, блестящ и скоро опротивит, кото-
рый свет ругает наповал, чтоб свет об нем
хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум се-
мейство осчастливит?»
Кажется, Софья чувствует, что Молчалин
глуп и потому молчалив, тих, у него отсутст-
вует свое мнение и достоинство. Но «чудес-
нейшего свойства он наконец: уступчив, скро-
мен, тих. В лице ни тени беспокойства и на
душе проступков никаких; чужих и вкривь
и вкось не рубит, — вот я за что его люблю».
И Софья предпочитает его Чацкому. Может,
ее пугает «особенностей бездна», может быть,
это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил де-
вушку одну в этом безликом, сером и ни-
чтожном мире.
О том, что Чацкий — «век новый», а Мол-
чалин — питомец фамусовской Москвы, сви-
детельствуют их идеалы. Чацкий требует
«службы делу, а не лицам», не смешивать «ве-
селье или дурачество с делом», он тяготится
среди толпы «мучителей, зловещих старух,
вздорных стариков», отказываясь прекло-
няться перед их" авторитетом дряхлости, чи-
нопочитания, лизоблюдства. Он .«служить бы
рад, прислуживаться тошно».
Заповеди Молчалина: «Во-первых, угож-
дать всем людям без изъятья». «В мои лета
не должно сметь свое суждение иметь». Его
талант — умеренность и аккуратность, И все
это: страсть к чинам, низкопоклонство, пус-
тота — нераздельно связывает Молчалина
с «веком минувшим».
Чацкий — воитель. Он борется против
идеалов, целей, стремлений старой Москвы,
клеймит позором шутовство, бездумную рос-
кошь и отвратительные нравы «разливанья в
пирах и мотовстве». Образ Чацкого — идея,
мораль пьесы, а Молчалин — одно из вопло-
щений силы старого мира. В них не может
быть ни малейшего сходства. Даже в чувство
любви Чацкий «бросается», как в живую, не-
посредственную и глубокую стихию жизни.
В любви Молчалина к Софье нет фактически
ничего, кроме корысти.
Так сравнивать можно очень долго, анали-
зируя каждый жест или реплику героев.
Но даже из нескольких примеров видно, что
сама комедия — это борьба противоположнос-
тей: Чацкого с «веком минувшим» — Фамусо-
выми, скалозубами, молчалиными. Он жертва,
но победитель. Фамусовское общество в борь-
бе с Чацким применяет сплетни, слухи, лож-
ные обвинения — а это не оружие сильных.
И поэтому Чацкий одерживает нравственную
победу над ними, он оказался выше всей окру-
жающей его серости и бездарности.
И самое важное: пьеса остается актуаль-
ной во все времена. Пока существует подха-
лимство, взяточничество, чинопоклонство, бу-
дут существовать такие же — разве что в
слегка усовершенствованной форме — туго-
уховские, загорецкие, хлестовы... А противо-
стоять им, борясь всеми силами с отжившим
миром, будут вечные Чацкие.