ЧУЖОЙ
СРЕДИ СВОЕГО СОСЛОВИЯ
(комедия А. С. Грибоедова
«Горе от ума»)
А. С. Грибоедов написал комедию «Горе от
ума» в 1824 году. В это время в России было
крепостное право. Грибоедову была тяжела
мысль, что народ находится в рабстве. Среди
лучших дворян зрела мысль о необходимости
освобождения народа от тяжкого бремени.
В двадцатых годах образовались тайные
общества. Люди, входившие в эти общества,
впоследствии стали называться декабриста-
ми, поскольку именно в декабре 1825 года со-
стоялось неудавшееся восстание.
В комедии «Горе от ума» Грибоедова на-
иболее колоритно черты всего косного прояв-
ляются в Фамусове. Фамусов — защитник
крепостнической системы, обеспечивающей
ему спокойную жизнь, он яростный враг сво-
бодолюбивых идей.
Стоило Чацкому высказаться о крепост-
ничестве как о рабстве, позоре страны, как
Фамусов тут же в ужасе восклицает: «Ах,
боже мой! Он карбонарий, он вольность хочет
проповедать! Да он властей не признает!» На
первом месте у Фамусова личная выгода,
стремление к обогащению, карьеризм.
Фамусова, как и всех его гостей, отличает
крайнее невежество. Опасность для себя он
видит в ученых людях, книгах. «Ученость —
вот чума, — говорит он, — ученье — вот при-
чина, что нынче пуще, чем когда, безумных
развелось людей...»
Служебные дела его мало интересуют, он
не думает об улучшении положения народа и
признается в этом открыто: «Обычай мой та-
кой: подписано, так с плеч долой». На службу
Фамусов берет людей, исходя из личных сооб-
ражений. Он любит свою дочь, но не заботится
о воспитании ее и способен, не задумываясь,
выдать ее замуж за Скалозуба потому, что тот
«золотой мешок, и метит в генералы». Столь
же типичными представителями «барской
Москвы» являются Скалозуб и Молчалин.
На первый взгляд они кажутся непохо-
жими друг на друга. Скалозуб сравнительно
молод, но уже в чинах. «Хрипун, удавленник,
фагот, созвездие маневров и мазурки» — так
отзывается о нем Чацкий. Он самодоволен,
туп и бездумен, абсолютно бездуховен. Ему,
человеку крайне необразованному, озабочен-
ному лишь военными упражнениями да тан-
цами, противна войкая свободная мысль.
Молчалин — лакейского происхождения, он
только начинает делать карьеру, его филосо-
фия — угождать всем. Главные черты его
натуры — услужливость, фальшь во всем
и подлость. Он прикидывается, что влюблен
в Софью, хотя любит Лизу — служанку в до-
ме Фамусовых.
Но все же Скалозуба и Молчалина объеди-
няет то, что они оба приверженцы старой систе-
мы, далекие от гражданских интересов, эгоис-
тичны, мечтают лишь об обогащении и чинах.
В этот мир Фамусовых, скалозубов и мол-
чалиных попадает Чацкий. Раньше Чацкий
был близким другом дома Фамусова. Его, как
и некоторых других представителей того же
фамусовского общества, тянуло в Европу, что-
бы собственными глазами увидеть жизнь лю-
дей в других странах и сравнить российское
общество с западноевропейским.
Чацкий отправился за границу и провел
там три года. Вернулся Чацкий уже не тем,
что был прежде, он повзрослел и не может
смотреть теперь на всех и все глазами того
юноши, что покинул однажды этот дом.
Возникает острый конфликт между обще-
ством и Чацким. Он пытается открыть собе-
седникам глаза на то, что на свете есть и дру-
гие идеалы, более чистые, более возвышенные,
ради которых стоит жить, но его не слушают.
В глазах фамусовского общества он опасный
чудак или просто сумасшедший.
Грибоедов первым в русской литературе
создал образ человека, готового отдать все ду-
шевные силы для процветания Родины, благо-
получия народа. Можно уверенно сказать, что
Россия такими людьми всегда была богата.
Вся надежда на них.