«КОМИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ»
А. С. ГРИБОЕДОВА
Гениальный драматург, талантливый по-
эт и выдающийся дипломат Александр Сер-
геевич Грибоедов своей комедией «Горе от
ума» положил начало расцвету русской реа-
листической драматургии. В Московском
университете Грибоедов сближается с буду-
щими декабристами, страстно увлекается те-
атром и литературой. Вместе с другими пе-
редовыми студентами он хорошо изучил про-
изведения Радищева, Новикова, Фонвизина.
В нем рано пробуждаются чувство личного
достоинства и неприязнь к барской среде,
крепостническим нравам. Шекспира Грибое-
дов знал наизусть, но критически относился
к защитникам принципов классицизма в ли-
тературе. Он считал, что классицизм меша-
ет воображению. Вместе с декабристами и
Пушкиным, с которым подружился в 1817 го-
34
ду, он ищет пути развития национально са-
мобытной русской литературы.
Первые пьесы Грибоедова были вольным
переводом с французского («Молодые супру-
ги», «Притворная неверность»), но затем он
создает свое собственное яркое произведение.
Эстетика Грибоедова — это эстетика реализ-
ма. Он выступает против романтика Жуков-
ского, но опирается на лучшие достижения
русской литературы.
Грибоедов был одним из образованней-
ших людей своего времени. В 1824 году он
закончил работу над комедией «Горе от ума».
Неслыханным был ее успех, но цензура не
пропустила произведение в печать. Реакци-
онный лагерь принял комедию враждебно.
Блестящую характеристику произведению дал
Пушкин, восторженно ее встретили декабри-
сты. По мнению Пушкина, цель комедии —
«характеры и резкая картина нравов». До
Грибоедова только комедия «Недоросль» Фон-
визина имела такой успех. «Горе от ума» бы-
ло использовано декабристами для пропаган-
ды политических идей.
В комедии отражена эпоха после 1812 го-
да. Содержание комедии — столкновение и
смена двух больших эпох русской жизни —
«века нынешнего» и «века минувшего». По-
явление «Горе от ума» предвещало победу
реализма в русской литературе. Грибоедов
вслед за Радищевым раскрывает типические
черты диких барских нравов и бесправие
крепостного человека (служанке Лизе грозит
и любовь стареющего барина — волокиты Фа-
мусова, и барская расправа. Она говорит: «Ми-
нуй нас пуще всех печалей и барский гнев,
и барская любовь»). Сочувствие закрепощен-
ным народным массам — основа грибоедовско-
го изображения жизни: народ, о котором гово-
рит Чацкий, составляет фон комедии. Сущ-
ность грибоедовского замысла раскрывается в
противопоставлении порочному и паразитиче-
скому дворянско-крепостническому обществу
умного, гуманного русского народа. Новатор-
ство писателя в том, что он не только велико-
лепно знал действительность, но и своеобразно
применил новый реалистический метод изоб-
ражения: все герои даны в движении, в раз-
витии, все образы подчинены главной идее —
борьбе нового со старым.
В образах и картинах комедии с истори-
ческой верностью была воспроизведена рус-
ская жизнь XIX века. Грибоедов раскрывает
характер своих героев в тесной связи с той
общественной средой, которая их воспитала,
и в этом сила его реализма. Молчалин стал
Молчалиным именно под влиянием окружа-
ющей его барской среды, от которой он зави-
сит. Чацкий с горечью восклицает: «Молча-
лины блаженствуют на свете!».
А в наши дни? К сожалению, Молчалины
всегда процветали, а от Чацких старались из-
бавляться. Я думаю, что это и привело нашу
страну к духовному кризису. Слишком много
было покорных, живущих по принципу: «Не
должно сметь свое суждение иметь».
Основной чертой реализма является изо-
бражение типических характеров в типичес-
ких обстоятельствах. Этому основному тре-
бованию реализма вполне отвечает «Горе от
ума». Типизируя образ, Грибоедов каждый
персонаж комедии наделяет индивидуальны-
ми чертами и свойствами.
Комедия до сих пор актуальна, потому что
Грибоедов блестяще запечатлел не только
жизнь и нравы своего века, но и характеры, ко-
торые есть во все времена. И сейчас можно
встретить грубого солдафона, грибоедовского
Скалозуба, в любом учреждении — «всесильно-
го дядюшку», Фамусова, покровителя родствен-
ников, который держит всех служащих в узде.
Легший в основу комедии конфликт между
лагерем крепостников и молодыми вольнолюб-
цами, из среды которых вышли декабристы,
уже современников поразил своей жизненной
правдивостью и исторической верностью. Но-
ваторство Грибоедова-художника, выразив-
шееся в естественности, простоте и ясности
драматургической композиции, блестяще оха-
рактеризовал Пушкин, назвав Грибоедова «ко-
мическим гением».