|
|
«КОМИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ» А. С. ГРИБОЕДОВА |
|
«КОМИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ» А. С. ГРИБОЕДОВА Гениальный драматург, талантливый по- эт и выдающийся дипломат Александр Сер- геевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской реа- листической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с буду- щими декабристами, страстно увлекается те- атром и литературой. Вместе с другими пе- редовыми студентами он хорошо изучил про- изведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Шекспира Грибое- дов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в ли- тературе. Он считал, что классицизм меша- ет воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 го- 34 ду, он ищет пути развития национально са- мобытной русской литературы. Первые пьесы Грибоедова были вольным переводом с французского («Молодые супру- ги», «Притворная неверность»), но затем он создает свое собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализ- ма. Он выступает против романтика Жуков- ского, но опирается на лучшие достижения русской литературы. Грибоедов был одним из образованней- ших людей своего времени. В 1824 году он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила произведение в печать. Реакци- онный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику произведению дал Пушкин, восторженно ее встретили декабри- сты. По мнению Пушкина, цель комедии — «характеры и резкая картина нравов». До Грибоедова только комедия «Недоросль» Фон- визина имела такой успех. «Горе от ума» бы- ло использовано декабристами для пропаган- ды политических идей. В комедии отражена эпоха после 1812 го- да. Содержание комедии — столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». По- явление «Горе от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека (служанке Лизе грозит и любовь стареющего барина — волокиты Фа- мусова, и барская расправа. Она говорит: «Ми- нуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»). Сочувствие закрепощен- ным народным массам — основа грибоедовско- го изображения жизни: народ, о котором гово- рит Чацкий, составляет фон комедии. Сущ- ность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитиче- скому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Новатор- ство писателя в том, что он не только велико- лепно знал действительность, но и своеобразно применил новый реалистический метод изоб- ражения: все герои даны в движении, в раз- витии, все образы подчинены главной идее — борьбе нового со старым. В образах и картинах комедии с истори- ческой верностью была воспроизведена рус- ская жизнь XIX века. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружа- ющей его барской среды, от которой он зави- сит. Чацкий с горечью восклицает: «Молча- лины блаженствуют на свете!». А в наши дни? К сожалению, Молчалины всегда процветали, а от Чацких старались из- бавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису. Слишком много было покорных, живущих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь». Основной чертой реализма является изо- бражение типических характеров в типичес- ких обстоятельствах. Этому основному тре- бованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждый персонаж комедии наделяет индивидуальны- ми чертами и свойствами. Комедия до сих пор актуальна, потому что Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы своего века, но и характеры, ко- торые есть во все времена. И сейчас можно встретить грубого солдафона, грибоедовского Скалозуба, в любом учреждении — «всесильно- го дядюшку», Фамусова, покровителя родствен- ников, который держит всех служащих в узде. Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюб- цами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Но- ваторство Грибоедова-художника, выразив- шееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще оха- рактеризовал Пушкин, назвав Грибоедова «ко- мическим гением».
|
|
|