ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ КОМЕДИИ
А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» —
выдающееся произведение русской литера-
туры XIX века. К сожалению, нам не извест-
но, когда точно началась работа над комедией.
Исследователи называют и 1816, и 1813, и
1821 годы. Документально известно лишь
время, когда работа над произведением была
закончена: это 1824 год. Но точная датиров-
ка пьесы важна только ученым, а читателю
необходимо знать эпоху создания произведе-
ния и историческую ситуацию в стране в тот
момент. А значит, главным является то, что
комедия создавалась в те времена, когда мо-
лодые люди типа Чацкого (главного героя)
ратовали за обновление общества. В моноло-
гах и репликах героя, во всех его поступках
выразилось то, что важнее всего было для
будущих декабристов: дух вольности, сво-
бодной жизни, ощущение, что «вольнее всякий
дышит». Свобода личности — вот основной мо-
тив комедии Грибоедова. Поэтому тех людей,
которые стремились к свободе от обветша-
лых представлений о любви, браке, чести,
службе, смысле жизни, можно по достоинст-
ву назвать героями своего времени, ведь они
считали, что борьба за справедливость — их
моральный долг.
Комедия «Горе от ума» построена так, что
о «веке нынешнем», об идеях социально-по-
литических преобразований говорит лишь
37
Чацкий. Он тот «новый человек», который не-
сет в себе «дух времени», идею жизни, цель
которой — свобода. Следует отметить, что
Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов
дает понять читателю, что у главного героя
есть единомышленники, например двоюрод-
ный брат Скалозуба, неожиданно оставивший
службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и
его единомышленники стремятся к «искусст-
вам творческим, высоким и прекрасным», меч-
тают вперить в науки «ум, алчущий познаний»,
жаждут «возвышенной любви». Стремление
Чацкого — служить отечеству, «делу, а не ли-
цам». Он ненавидит все пошлое, в том числе
рабское преклонение перед всем иностранным,
угодничество, низкопоклонство. Убеждения ге-
роя не всегда высказываются им прямо. Чтобы
обойти цензуру, Грибоедов часто позволяет ге-
рою лишь намекнуть на что-либо.
В образе Чацкого отражены черты декаб-
риста эпохи 1816—1818 годов. В это время
российский гражданин передовых убеждений
не стремился к активной революционной дея-
тельности, к свержению монархии и тому по-
добному. Прежде всего он желал исполнить
свой долг перед Отечеством и честно служить
ему. Именно поэтому за три года до описанных
в комедии событий Чацкий, «обливаясь слеза-
ми», расстался с Софьей и отправился в Пе-
тербург. Поэтому же и оборвалась блестяще
начатая карьера: «Служить бы рад, прислу-
живаться тошно». Но государству, оказывает-
ся, не нужно самоотверженное служение —
оно требует прислуживания. В тоталитарном
государстве вопрос: «Служить или не слу-
жить, жить в деревне или путешествовать» —
выходит за рамки проблемы личной свободы.
Личная жизнь гражданина неотделима от его
политических убеждений, и стремление жить
по-своему, наперекор норме, уже само по себе
есть вызов.
Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу
людей, которые ищут лишь чинов, крестов,
«денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной
женитьбы. Их идеал — «умеренность и акку-
ратность», их мечта — «забрать все книги бы
да сжечь». Грибоедов, верный жизненной
правде, показал тяжкую участь молодого
прогрессивного человека в этом обществе.
Окружение мстит Чацкому за правду, за по-
пытку нарушить привычный уклад жизни.
Герой, наделенный темпераментом борца, ак-
тивно противостоит фамусовскому обществу.
Но видит ли он своего реального противника,
когда обличает Фамусова, Скалозуба, свет-
скую толпу?
Пока главный герой комедии Грибоедова
«Горе от ума» путешествовал, общество меня-
лось. Оно не просто с облегчением возвраща-
лось к заботам и радостям мирной жизни, оно
вырабатывало «сопротивляемость» тем зрею-
щим переменам, которые грозили сокрушить
эту мирную жизнь. И вот в обществе появля-
ются и твердо прокладывают себе дорогу
Молчалины. Чацкий не способен отнестись
к ним и их «талантам» всерьез. А между тем
это «жалчайшее созданье» не так уж ничтож-
но. За время отсутствия Чацкого Молчалин
занял его место в сердце Софьи, именно он —
счастливый соперник главного героя.
Ум, хитрость, изворотливость Молчалина,
умение найти ключ к каждому влиятельному
человеку, абсолютная беспринципность — вот
определяющие качества этого героя, качества,
делающие его антигероем комедии, противни-
ком Чацкого. Молчалин стал нарицательным
обозначением пошлости и лакейства. «Всегда
на цыпочках и не богат словами», он сумел за-
воевать расположение сильных мира сего тем,
что не смел произнести своего суждения
вслух.
На мой взгляд, очень интересно сравнить
Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского
и Молчалина. Каков предел их мечтаний?
Для Фамусова, очевидно, удачно выдать
дочку замуж, да пару орденов получить, не
более того. Скалозуб тоже на многое не пре-
тендует: «Мне только бы досталось в генера-
лы». Князь Тугоуховский давно на посылках у
супруги, ему хочется, вероятно, только одно-
го: оставили бы его в покое...
Молчалин малым не удовлетворится. За
три года отсутствия Чацкого он добился бле-
стящих успехов. Безвестный, безродный твер-
ской мещанин, он стал секретарем московско-
го «туза», получил три награды, чин асессора,
дающий право на потомственное дворянство,
стал возлюбленным и тайным женихом Со-
фьи. Незаменим в фамусовском доме, незаме-
ним в обществе:
Там моську вовремя погладит,
тут в пору карточку вотрет...
38
Разве остановится Молчалин на достигну-
том? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно
набирает он силу. Уж он-то не потерпит на
своем пути Чацкого — безумного мечтателя,
ниспровергателя основ! Молчалин страшен
именно своей глубочайшей безнравственнос-
тью: тот, кто готов вынести любые унижения
в борьбе за власть, богатство, силу, дорвав-
шись до желанных вершин, будет не только
унижать, но и уничтожать.
Именно Молчалины, идеал которых «и на-
гражденья брать, и весело пожить», дойти «до
степеней известных», станут в ближайшем
будущем (после восстания декабристов), влас-
тителями общества. На них будет опираться
новая власть, ибо они послушны, ибо превыше
всего власть ценит именно их «таланты» —
«умеренность и аккуратность». Молчалин —
человек структуры, его безбедное существо-
вание возможно лишь в четко отлаженном го-
сударственном механизме. И он сделает все
возможное, чтобы не допустить разлада этого
механизма, тем более его разрушения. Поэто-
му с такой легкостью окружающие подхвати-
ли сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого.
Вот парадокс: единственный здравомыслящий
человек объявлен безумцем! Но это легко объ-
яснить, так как Чацкий-сумасшедший обще-
ству не страшен. Обществу удобно приписать
все разоблачающие доводы Чацкого его безу-
мию. Такой герой и фамусовское общество не-
совместимы, они живут как бы в разных из-
мерениях. Свет видит в нем сумасшедшего,
почитая себя разумным, нормальным. Чацкий
же, конечно, свой мир, свои убеждения счита-
ет нормой и в окружающих видит лишь сре-
доточие пороков:
...Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет;
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...
«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает
Чацкий в конце комедии. Что же это: пораже-
ние или прозрение? Да, финал этого произведе-
ния далеко не веселый, но прав Гончаров, ска-
завший о финале так: «Чацкий сломлен коли-
чеством старой силы, йанеся ей в свою очередь
смертельный удар качеством силы свежей».
После скандала в доме Фамусовых Чацкий
уезжает. Его отъезд — это форма протеста,
хотя и пассивная. Таким образом, он оставил
торжествующего Молчалина, который теперь
будет с еще большей осторожностью прокла-
дывать себе дорогу к власти, богатству, славе.
Однако Молчалина нельзя назвать победи-
телем, так как Чацкий остался морально выше.
Дальнейшие скитания героя не изображены в
комедии, но, на мой взгляд, его судьба предре-
шена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех,
кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь.
Затем вместе со всеми, принимавшими участие
в заговоре, вернулся из ссылки только после
смерти Николая в 1856 году, если, конечно, не
погиб в день восстания.
Интересно, что спустя полвека после созда-
ния «Горе от ума», в 80-е годы, М. Е. Салтыков-
Щедрин вновь вывел образ Молчалина в очер-
ке «Господа Молчалины». Социально ориенти-
рованный художник не случайно обратился к
этому литературному герою. Он увидел в нем
одну из самых страшных фигур русского об-
щества. В очерке Щедрина Молчалин предста-
ет уже вельможей, добившимся «степеней из-
вестных». Он смог приспособиться к русской
жизни и прошел по ней, достигнув в конце пу-
ти желанных вершин («Возвысился, унижа-
ясь», — писал о нем К. Полевой).
Удивительно, что и сейчас невозможно
равнодушно читать «Горе от ума». Грибоедову
(может быть, впервые в русской литературе)
удалось создать действительно реалистичес-
кий образ положительного героя, героя своего
времени. И трудно представить, что стало бы
с нашим обществом, если бы в нем не было бы
таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы
обязаны своим образованием, интеллектом,
свободе — в общем, всем, чего мы достигли.
Ведь именно Чацкие стремятся к лучшему и
верят, что это лучшее можно достигнуть, лишь
протестуя против устаревших, закостенелых
принципов, разлагающих общество.