МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО
В ИЗОБРАЖЕНИИ А, С. ГРИБОЕДОВА
(по комедии «Горе от ума»)
А. С. Грибоедов родился в дворянской се-
мье. Его жизнь {1794—1829) и деятельность
проходили в период героической борьбы рус-
39
ского народа против Наполеона, во время ре-
волюционного движения декабристов. Грибое-
дов восхищался отвагой и талантами русского
народа. Высокообразованный и интеллигент-
ный человек, он владел многими иностранны-
ми языками, писал музыку, был офицером,
талантливым государственным деятелем, од-
ним из лучших дипломатов своего времени.
Грибоедов тонко понимал русский характер,
душевную красоту и живой ум русского че-
ловека. Писатель очень любил Россию, и эта
любовь вызывала в его душе ненависть к
рабству и угнетению. Он презирал пошлый и
варварский мир крепостников-помещиков,
чиновников, взяточников.
Личность и мировоззрение Грибоедова от-
разились в комедии «Горе от ума». В ней автор
выступает против самодержавно-крепостниче-
ского строя. В образе Александра Андреевича
Чацкого Грибоедов показал революционера,
презирающего реакционное общество, защи-
щающего свободу, гуманность, культуру, име-
ющего свой взгляд на мир и человеческие от-
ношения.
Чацкий — молодой, высокообразованный
человек, недавно вернувшийся из загранич-
ного путешествия. Он выходец из небогатой
дворянской семьи. Детство Чацкого прошло
в Москве, затем он служил в Петербурге,
был «с министром знаком», но бросил служ-
бу, не желая «прислуживаться». Он гневно
протестует против крепостного права. Но та-
ких людей, как Чацкий, в то время было еще
немного. В комедии «Горе от ума» он показан
во враждебном окружении. Вокруг царит мир
Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и За-
горецких, с их мелкими целями и низкими
стремлениями.
Грибоедов изобразил все основные недо-
статки тогдашней России: безнравственный
облик крепостников, паразитизм дворянства,
его отсталость и консерватизм. В комедии
много действующих лиц, представляющих
московское дворянское общество. Дополняют
их также внесценические персонажи: Максим
Петрович, Татьяна Юрьевна, Мария Алексев-
на и другие. Это позволило включить в пьесу
и придворные круги. Поэтому «Горе от ума»
дает широчайшую картину жизни русского
дворянства начала XIX века.
Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусо-
ва раскрываются и высмеиваются фамусов-
ские взгляды на карьеру, службу. Сам Фаму-
сов — богатый крепостник, защитник само-
державно-крепостнического строя, типичный
представитель барской Москвы. Своих слуг он
не считает за людей, обращается с ними гру-
бо, может продать, сослать на каторгу. Ругает
их ослами, чурбанами, зовет Петрушками,
Фильками, Фомками. Иначе говоря, презира-
ет их. Чацкого возмущает барская Москва, ко-
торая ценит в людях лишь чины и богатство.
«Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден,
тот тебе не пара», — говорит Фамусов. И да-
лее* добавляет:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячи две родовых,
Тот и жених.
К себе на службу Фамусов берет только
родных и близких. Уважает лесть и низкопо-
клонство. Он хочет убедить Чацкого служить,
«на старших глядя», «подставить стул, поднять
платок». На что Чацкий возражает: «Служить
бы рад, прислуживаться тошно». Он считает,
что нужно служить «делу, а не лицам».
Чацкий ценит таких людей, которые «не
торопятся записаться в полки шутов». Ярким
примером такого «шута» является подхалим
Молчалин, который в комедии показан низким
и пошлым, привыкшим угождать «всем людям
без изъятья». Еще отец учил его этому:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была!
Все в Молчалине: поведение, слова —
подчеркивают малодушие человека, стремя-
щегося сделать карьеру, «не разбираясь в
средствах». Он неискренен в отношениях с
Софьей, которую любит «по должности».
Чацкий с горечью говорит: «Молчалины бла-
женствуют на свете!». Он выступает против
тех, кто к службе относится формально, бю-
рократически. Если Фамусов считает: «под-
писано, так с плеч долой», то Чацкий гово-
рит: «Когда в делах — я от веселий прячусь,
когда дурачиться — дурачусь, а смешивать
два эти ремесла есть тьма искусников, я не
из их числа».
40
Грибоедов смело выступает против па-
лочной муштры, аракчеевщины в армии. При
встрече со Скалозубом, полковникам царской
армии, Чацкий видит, насколько тот глуп.
Скалозуба интересуют только чины и награ-
ды. Он мечтает о чине генерала, радуется,
читая о том, что его товарищи погибли:
Довольно счастлив и в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Скалозуб — носитель типичных черт реак-
ционера аракчеевского времени. «Хрипун,
удавленник, фагот, созвездие маневров и ма-
зурки!» — так характеризует его Чацкий. Ска-
лозуб — враг просвещения и науки. «Ученос-
тью меня не обморочишь», — говорит он, при-
ветствуя проект, по которому в школе будут
учить только шагистике, «а книги сохранят
так: для больших оказий».
Но не только один Скалозуб выступает
против просвещения, знаний, науки. Все фа-
мусовское общество не любит просвещенных
людей. «Ученье — вот чума, ученость — вот
причина, что нынче пуще, чем когда, безум-
ных развелось людей, и дел, и мнений», —
говорит Фамусов. А богатая старуха Хлесто-
ва, рассуждая об образовании, заявляет:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев...
Образы комедии глубоко реалистичны.
Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут
Загорецкий и прочие — типичные представи-
тели московского общества тех лет. Эти люди,
глупые и корыстные, боящиеся просвещения
и прогресса, мысли которых устремлены лишь
на приобретение почестей и титулов, богатст-
ва и нарядов, составляют единый лагерь реак-
ции, попирающей все живое,
Мы видим, как это общество преклоняет-
ся перед иностранным. Чацкий осуждает это
«пустое, рабское, слепое подражанье». Его
возмущает, когда какой-то французик из
Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как
дома. Чацкий обращается к обществу с при-
зывом:
Воскреснем ли когда от чужевластъя мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев!
В этих словах призыв к борьбе за нацио-
нальное достоинство.
Грибоедов показывает, как искалечило
фамусовское общество Софью — умную, кра-
сивую и чистую девушку. Воспитание фран-
цуженок-гувернанток привило ей ложные
идеалы, сделало ее представительницей об-
щепринятых в барской Москве взглядов, при-
учило ко лжи и лицемерию. Все ее природ-
ные качества не могли получить в фамусов-
ском обществе развития. Она полюбила
проходимца Молчалина и жестоко обманута
в своих чувствах. Чацкий же по-настоящему
любит Софью: «Чуть свет — уж на ногах! и я
у ваших ног». Но Софья отталкивает его, и
тогда Чацкий с болью в сердце произносит:
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
В том, что Софья стала типичной барыш-
ней фамусовского общества, она не виновата.
Виновато общество, в котором она родилась и
жила, «она загублена в духоте, куда не про-
никал ни один луч света, ни одна струя све-
жего воздуха» (Гончаров. «Мильон терзаний»).
Софье, по заключению Гончарова, «тяжелее
даже Чацкого».
Главный герой комедии противостоит об-
ществу невежд и крепостников. Он борется
против знатных негодяев и подхалимов, мо-
шенников, плутов и доносчиков. В своем зна-
менитом монологе «А судьи кто?» он сорвал
маску с подлого и пошлого фамусовского ми-
ра, в котором русский народ превратился в
предмет купли и продажи, где помещики ме-
няли людей-крепостных, спасавших «и честь
и жизнь... не раз» на «борзые три собаки».
Чацкий защищает настоящего человека, гу-
манность и честность, ум и культуру. Он
мечтает избавить русский народ, свою Рос-
сию от всего косного и отсталого. Он призы-
вает бороться с насилием, произволом, неве-
жеством. Чацкий хочет видеть Россию про-
свещенной. Он отстаивает свои взгляды в
спорах, разговорах со всеми действующими
лицами комедии.
Резкая, обличительная сатира Грибоедо-
ва попала в цель и вызвала бурю протеста в
дворянской среде. Передовые люди того вре-
мени, наоборот, горячо приветствовали появ-
ление комедии «Горе от ума». В.Г. Белин-
ский писал: «Какая убийственная сила сар-
41
казма, какая едкость иронии, какой пафос
в лирических излияниях раздраженного чув-
ства... Какие типические характеры; какой
язык, какой стих — энергический, сжатый,
молниеносный, чисто русский! Удивительно
ли, что стихи Грибоедова обратились в пого-
ворки и пословицы и разносились между об-
разованными людьми по всем концам земли
русской!».
Комедия «Горе от ума» и сейчас сохраня-
ет свое значение. Ее показывают на сценах
театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся
и негодуем. Автор выступил против всего кос-
ного и ничтожного, отстаивая передовое и бла-
городное. Нам ценна горячая вера Грибоедова
в Россию, в свою Родину, и хочется, чтобы
барская Москва Грибоедова навсегда осталась
в прошлом.