ОТНОШЕНИЕ К МОСКВЕ
А. С. ГРИБОЕДОВА И А. С. ПУШКИНА
Александр Грибоедов, так же как и Пуш-
кин, родился и вырос в Москве.
Еще в давние времена народ говорил о
Москве, что это не город, а целый мир. Чем
стремительнее становится бег нашего време-
ни, тем труднее представить себе, какой бы-
ла Москва почти два столетия назад, как и
чем она жила, на каких устоях стояла.
Великие писатели, художники и музы-
канты оказали нам неоценимую услугу, вос-
пев Москву в своих произведениях.
Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого
и Чехова, Репина и Сурикова, Шаляпина и
Чайковского существует и теперь уже навеч-
но останется нерушимой. Я думаю, этот спи-
сок можно продолжить целым рядом выдаю-
щихся имен.
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова
отражена эпоха после 1812 года, в ярких ху-
дожественных образах представлена русская
общественная жизнь 20-х годов XIX века,
широко показана барская Москва, которая
возникает из разговоров и реплик персона-
жей комедии.
«И награжденья брать, и весело пожить» —
это идеал барской Москвы, это философия
жизни фамусовского общества. Убежденные
крепостники, невежественные люди, Фамусовы
и скалозубы боятся просвещения и свежих
взглядов, потому что понимают, что новая си-
ла сметет их как ненужный хлам.
Чацкий, вернувшись в Москву, с огорче-
нием видит, что она не изменилась. «Что но-
вого покажет мне Москва, — говорит он Со-
фье, — вчера был бал, а завтра будет два».
А Фамусов восхищается Москвой, видя в ней
воплощение всех своих мечтаний. Он заявля-
ет: «Решительно скажу: едва другая сыщет-
ся столица, как Москва!» Автор «Горя от ума»
верил в будущие перемены. Фамусовы же
были довольны неизменной Москвой, Нельзя
им отказать в любви к Москве. Но они ее лю-
бят как-то очень уж по-своему.
Скалозуб о Москве отзывается как «о дис-
танции огромного размера». И добавляет: «По
моему сужденью, пожар способствовал ей мно-
го к украшенью». И это говорится о трагедии
1812 года!
Пушкин, несомненно, любил Москву, хотя
московское дворянство изобразил в насмеш-
ливых тонах. О самом городе он 'пишет сле-
дующее:
Кате часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Пушкин умел отличать парадный, казен-
ный патриотизм светских раутов от того на-
родного патриотизма, что живет в душе каж-
дого честного человека. Москва пушкинской
эпохи — это торговый город и в то же время
обиталище старого российского барства, «яр-
марка невест». В сознании поэта живут две
Москвы: величественная, героическая и бар-
ская грибоедовская Москва, над которой он
смеется.
Быт московского барства хорошо знаком
Пушкину. Эти старые, немощные дамы, жи-
вущие событиями полувековой давности, их
престарелые слуги, вяжущие чулки в пе-
редних, чтоб хоть как-нибудь заполнить ту-
пое существование, эти жеманные воскли-
цания, смешение языков «французского с
нижегородским» — все это Пушкин помнит
с детства.
42
Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец...
Как это похоже на московское общество
Грибоедова! Пушкин как бы ненароком цити-
рует из Грибоедова: «Все тот же шпиц и тот
же муж». О московском барстве Пушкин со-
знательно говорит очень мало, он только на-
поминает, что есть пьеса, в которой описаны
эти самые люди в эту самую эпоху. Понятно,
о какой пьесе он говорил.
И все же, несмотря на все недостатки
московского высшего общества, Пушкин и
Грибоедов любили Москву. «Отечество, срод-
ство и дом мой в Москве», — писал Грибое-
дов. В пушкинском плане романа «Евгений
Онегин» седьмая глава называется «Москва».
«Москва, России дочь любимая, где равную
тебе сыскать?» — это восторженный отзыв
поэта о городе, перед которым можно и нуж-
но преклоняться, само название которого
воскрешает в памяти героические страницы
истории.