|
|
КОНФЛИКТ ЭПОХ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» |
|
КОНФЛИКТ ЭПОХ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. И. А. Гончаров Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура Чацкого определяет конфликт коме- дии — столкновение двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, це- лями. Такие люди не лгут, не приспосаблива- ются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чи- нопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания «века нынешне- го» и «века минувшего» была актуальна во время создания Грибоедовым комедии «Горе от ума», актуальна она и в наши дни. Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (по оцен- ке Гончарова) и «консервативным большинст- вом». Именно на этом основано внутреннее раз- витие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды. «Век минувший» в комедии представлен рядом ярких образов-типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Ли- за. Одним словом, , их множество. Прежде всего, выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он при- ветлив, учтив, остроумен, весел — в общем, радушный хозяин. Но это лишь внешняя сто- рона. Автор же показывает Фамусова всесто- ронне. Он предстает и как убежденный, яро- стный противник просвещения. «Забрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он. Чац- кий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий по- знаний». Его возмущают порядки, заведен- ные в фамусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью {«Кто беден, тот тебе не пара»), то Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый... — прах и суета». Стремление Чацкого — служить отечест- ву, «делу, а не лицам». Поэтому он презира- ет Молчалина, привыкшего угождать «всем людям без изъятья»: Хозяину, где доведется жить, Начальни- ку, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для из- бежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Все в Молчалине: поведение, слова — под- черкивают малодушие безнравственного карь- ериста. Чацкий с горечью говорит о таких лю- дях; «Молчалины блаженствуют на свете!». Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, лю- бовь Софьи, получал награды. Двумя качест- вами своего характера он дорожит больше всего — умеренностью и аккуратностью. Во взаимоотношениях Чацкого и фаму- совского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонст- во. Фамусов хочет убедить Чацкого служить, 43 «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фаму- сов формалист и бюрократ («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дура- читься — дурачусь, а смешивать два эти ре- месла есть тьма искусников, я не из их чис- ла». О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны: боясь смертельно, «чтоб мно- жество не накоплялось их». Другим представителем «века минувше- го» является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб.— «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж соединяет в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хри- пун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфе- ра фамусовского общества заставляет пред- ставителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья впол- не соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым ха- рактером, горячим сердцем, чистой душой, в ней сумели воспитать много негативных ка- честв, что сделало ее частью консервативно- го общества. Она не понимает Чацкого, не це- нит его острого ума, его логичной беспощад- ной критики. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». В том, что Софья стала типичной барышней фамусов- ского общества, — ее трагедия. А виновато общество, в котором она роди- лась и жила: «Она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя све- жего воздуха» (Гончаров. «Мильон терзаний»). Очень интересен еще один персонаж ко- медии. Это Репетилов. Он совершенно бес- принципный человек, пустомеля, но он един- ственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фа- мусовских гостей «химерами» и «дичью». Та- ким образом, он хоть на одну ступеньку ока- зался выше их всех. «Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это — поражение или прозрение? Да, финал этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полностью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац- ких — «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором рус- ский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-кре- постных, спасавших «и честь, и жизнь... не раз», на «борзые три собаки». Чацкий защи- щает настоящие человеческие качества: гу- манность и честность, ум и культуру. Он за- щищает русский народ, свою Россию от все- го косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию просвещенной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум, зло, горячность и реши- тельность. Поэтому окружение мстит Чацко- му за правду, за попытку нарушить привыч- ный уклад жизни. «Век минувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой бла- гополучия крепостников. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Силь- но фамусовское общество, тверды его прин- ципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это эпизодические персонажи: двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он службу вдруг оставил...»), племянник княж- ны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно го- ворит «мы», «один из нас», выступая, сле- довательно, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену приходит «век нынешний» — силь- ный, умный, образованный. Комедия «Горе от ума» имела огромный ус- пех. Она разошлась в тысячах рукописных эк- земпляров еще до того, как была напечатана. 44 Передовые люди того времени горячо привет- ствовали появление этого произведения, а представители реакционного дворянства были возмущены. Что же это — столкновение «века минувшего» и «века нынешнего»? Конечно, да. Грибоедов горячо верил в Россию, в свою Родину, и совершенно справедливы слова, на- писанные на могильном памятнике писателя: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской».
|
|
|