ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ КОНФЛИКТА
В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА
«ГОРЕ ОТ УМА»
Александр Сергеевич Грибоедов был од-
ним из умнейших людей своего времени. Он
получил блестящее образование, знал несколь-
ко восточных языков, был тонким политиком
и дипломатом. Грибоедов погиб в 34 года му-
чительной смертью, растерзанный фанатика-
ми, оставив потомкам два замечательных
вальса и пьесу «Горе от ума». Ее жанр опре-
деляют, как социально-политическая комедия.
Грибоедов дал в ней правдивую картину рус-
ской жизни после Отечественной войны
1812 года. Читатель может проследить раз-
витие конфликта между двумя общественно-
политическими лагерями: консерваторов (фа-
мусовское общество) и либералов (Чацкий).
Фамусовское общество традиционно. Жиз-
ненные устои его таковы, что «учиться надо,
на старших глядя», уничтожать вольнодум-
ные мысли, служить с покорностью начальст-
ву, а главное — быть богатым. Своеобразны-
ми идеалами этого общества выступают в мо-
нологах Фамусова Максим Петрович и дядя
Кузьма Петрович.
...Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают1...
Чацкий, напротив, — это носитель новых,
передовых идей, глашатай перемен. Чацкого
можно назвать героем своего времени. В его
монологах прослеживается целая политичес-
кая программа: он разоблачает крепостничест-
во и его порождения, бесчеловечность, лицеме-
рие, тупую военщину, невежество, лжепатрио-
тизм; он дает беспощадную характеристику
фамусовскому обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого — это борь-
ба. В начале комедии она проявляется еще не
в острой форме. Ведь Фамусов — воспитатель
Чацкого. В начале комедии Фамусов благос-
клонен к Чацкому, он даже готов уступить ру-
ку Софьи, но ставит при этом свои условия:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий бросает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно начинает завязываться другая
борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба,
Фамусов и Чацкий, бросили друг другу вызов.
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя... —
поучает Фамусов.
А в ответ — монолог Чацкого «А судьи
кто?», в котором герой клеймит «прошедшего
житья подлейшие черты».
Каждое новое лицо, появляющееся в про-
цессе развития сюжета, становится новым про-
тивником Чацкого. Злословят в его адрес ано-
нимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна,
2-я княжна и др. Сплетни растут как «снежный
ком». В столкновении с этим миром — социаль-
ный конфликт пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт,
еще одна интрига — любовная. И. А. Гончаров
писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его
слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его
к Софье». Именно непонятное Чацкому пове-
дение девушки послужило мотивом, поводом
к раздражению, к тому «мильону терзаний»,
под влиянием которых он только и мог сыграть
указанную ему Грибоедовым роль. Герой
страдает, не понимая, кто его соперник: то ли
46
Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он стано-
вится раздражительным, невыносимым, кол-
ким. Софья, возмущенная репликами Чацкого,
оскорбляющего не только гостей, но и ее воз-
любленного, в разговоре с г-ном Н произносит:
«Он не в своем уме». И слух о сумасшествии
Чацкого несется по залам, распространяется
среди гостей, приобретая фантастические,
гротескные формы. А сам герой, еще ничего не
зная, «подтверждает» этот слух жарким моно-
логом «Французик из Бордо», который произ-
носит в пустом зале. В четвертом действии ко-
медии наступает развязка. Чацкий узнает, что
избранник Софьи — Молчалин.
Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям
нет конца. «Ах! Как игру судьбы постичь? Лю-
дей с душой гонительница, бич! — Молчалины
блаженствуют на свете!» — говорит подавлен-
ный горем Чацкий. Его гордость задета, он ос-
корблен и порывает с Софьей: «Довольно! С ва-
ми я горжусь моим разрывом».
И Чацкий в гневе обращается ко всему
фамусовскому обществу:
...Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...
Чацкий уезжает. Но кто он — победитель
или побежденный? Наиболее точно на этот во-
прос ответил Гончаров в статье «Мильон тер-
заний»: «Чацкий сломлен количеством старой
силы, нанеся ей в свою очередь смертельный
удар качеством силы свежей. Он вечный обли-
читель лжи, запрятавшийся в пословицу:
«Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чац-
кий, и притом победитель, но передовой воин,
застрельщик и — всегда жертва».