|
|
ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ДЕКАБРИЗМА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» |
|
ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ДЕКАБРИЗМА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены зло- бодневные общественные вопросы того вре- мени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и пре- зрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма; кроме того, по- ставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы. В этом произведении, как в зеркале, от- разились этические и эстетические воззре- ния декабристов. Эстетика декабристов возникла на сты- ке классицизма дворянского Просвещения XVIII века и романтизма и получила назва- ние «гражданский романтизм». Этика, то есть нравственные законы, обязывала героев произведений декабристов воспринимать об- щественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков, например, герой одноимен- ной поэмы Рылеева Войнаровский. Таков ли- рический герой «Послания Приклонскому» Раевского, который восклицает: «Для пользы ближнего жить — сладкая мечта». В один ряд с этими образами можно по- ставить и Чацкого, героя комедии «Горе от ума». Остроумный, красноречивый, Чацкий зло высмеивает пороки общества. Его неуто- мимый ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал, а направлен- ность речей во многом схожа с идеями про- изведений поэтов-декабристов. Вспомним знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?». В этом монологе Чацкий, а вместе с ним и ав- тор, высмеивает дворян, живущих по кано- нам XVIII века, черпающих знания из «забы- тых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту «и жизнь и честь его спасали». В другом монологе {«Французик из Бор- до...») Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностран- ному, особенно французскому. В своих речах Чацкий постоянно упо- требляет местоимение «мы». И это не слу- 47 чайно, так как герой не одинок в своем стрем- лении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценических персона- жей, которых можно причислить к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скало- зуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать», это профессора Петер- бургского педагогического института, это племянник княгини Тугоуховской князь Фе- дор — химик и ботаник. Образ Чацкого не только воплощает этику и эстетику декабристов, но имеет много обще- го и с реальными историческими лицами. Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаа- даев. Особенно много общего у Чацкого с Чаада- евым, написавшим «Философические письма», за которые был сурово наказан — объявлен сумасшедшим. Первоначально, фамилия Чац- кий писалась как Чадский. Комедия «Горе от ума» была создана за год до восстания декабристов и как бы пред- восхитила события на Сенатской площади, Наследуя традиции Фонвизина, Грибое- дов придал комедии гражданственное звуча- ние, поднял образ резонера Чацкого до тра- гедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешения жанров. Можно сказать, что вместе с коме- дией «Горе от ума» родилась национальная драма. И русская драматургия, включая пье- сы Гоголя, Островского, Чехова, унаследова- ла многие достижения великого драматурга Грибоедова.
|
|
|