ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ
А. С. ПУШКИНА
А. С. Пушкин воплотил в своем поэтичес-
ком слове мировую гармонию и непосредст-
венно жизнь. Горячо и страстно он не только
57
жил, но и писал. Пушкин — самое драгоцен-
ное, что есть у России, самое родное и близ-
кое для каждого из нас; и оттого, как заметил
один исследователь русской литературы, нам
трудно говорить о нем спокойно, объективно,
без восторга.
Творчество этого богопоэта необыкновен-
но разнообразно, как сама жизнь. Любовь,
ненависть, смысл бытия, стремление к свобо-
де, посмертная слава, муки творчества — все
это становится объектом поэтического иссле-
дования.
В своей поэзии Пушкин сочетал лучшие
традиции мировой и русской литературы. На-
иболее выразительно это проявляется в теме
предназначения поэта и поэзии.
Над вопросом о своем поэтическом насле-
дии задумывались все поэты всех времен.
Название «Я памятник себе воздвиг...» восхо-
дит к оде Горация «Ехе§1 тогштеп!». Стро-
ки пушкинского стихотворения также пере-
кликаются со строками Ломоносова «Я знак
бессмертия себе воздвигнул. Превыше пи-
рамид и крепче меди...» и с одой Державина:
«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
металлов тверже он и выше пирамид...». Но
Пушкин понимает предназначение поэта ина-
че: «Глаголом жги сердца людей».
Поэтические строки Пушкина всегда пред-
полагают бесконечное множество осмыслений.
Перечитывая, каждый раз по-новому понима-
ешь их содержание.
«Что же было предметом его поэзии?» —
спрашивал Гоголь. И отвечал: «Все стало
предметом». Действительно, в стихах Пушки-
на мы найдем все: и реальные портреты вре-
мени, и философские размышления о глав-
ных вопросах бытия, и картины вечного изме-
нения природы, и движения человеческой
души. Пушкин был больше чем поэт. Это ис-
торик, философ, политик — человек, являю-
щий собой эпоху.
Поэт был настоящим живописцем приро-
ды, он воспринимал ее зорким взглядом ху-
дожника и тонким слухом музыканта:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
Часто через символику пейзажа поэт пе-
редает свои вольнолюбивые порывы:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Именно в стихотворении «К морю» Пуш-
кин связывает образ моря с неспокойной,
бурной стихией, со «свободной стихией.»
борьбы.
Другое настроение воплощено в стихотво-
рении «Я помню чудное мгновенье...». В нем
Пушкин рассказывает не только о своей люб-
ви, но и о том, как на его жизнь повлияло это
чувство: «...Звучал мне долго голос нежный, и
снились милые черты». Стихотворение пост-
роено на сопоставлении двух образов: любви
и жизни. Жизнь идет своим чередом «в глу-
ши, во мраке заточенья», но любовь — это
«божество» и «вдохновенье», которые торже-
ствуют над жизнью.
Мотив смерти в лирике Пушкина — это
«пир во время чумы»: всегда одновременно
кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает,
цепь жизнь—смерть непрерывна: «Эта чер-
ная телега имеет право всюду разъезжать».
И на одном из этих празднеств, окаймленных
черной смертью, Пушкин над нею смеется,
дерзновенно славит Царствие чумы и рас-
крывает глубины обезумевшего сердца:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы! —
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья,
Бессмертья, может быть, залог.
Вся поэзия Пушкина является оправда-
нием Бога, творца, оправданием добра. И это
ее назначение сказывается и в самой форме,
в самих звуках его стихотворений. Не только
определенные сюжеты и общий строй его пе-
сен, но и сами они как песни, даже отдельные
тона их, ласкающие сердце, уже примиряют
с природой и жизнью.
Пушкин «видел и внимал» всю окружаю-
щую жизнь. Его произведения именно поэто-
му так близки многим читателям. Он смог
«жить, чтоб мыслить и страдать», и, читая
его строки, мы мыслим и страдаем вместе
с Пушкиным.