РАЗРАБОТКА
ИСТОРИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ
В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
А. С. Пушкин в своем творчестве очень
многогранен, он и тончайший лирик, и фило-
соф, и автор увлекательных романов, и учи-
тель гуманизма, и историк. У многих из нас
интерес к истории пробуждается после чте-
ния «Капитанской дочки» или «Арапа Петра
Великого». Гринев и Маша Миронова стали
не только нашими спутниками и друзьями,
но и нравственными ориентирами.
Исторической теме посвящены поэмы
«Полтава» и «Медный всадник», а также дра-
мы «Борис Годунов», «Пир во время чумы»,
68
«Скупой рыцарь» и «Сцены из рыцарских
времен». Не обошлась без этой темы и лири-
ка — ода «Вольность», «Бородинская годов-
щина». Пушкин выступил и как автор истори-
ческих исследований. Его перу принадлежат
«История Пугачева», «История Петра» и раз-
нообразные исторические заметки.
Интерес к истории у Пушкина был неиз-
менным. Но на различных этапах творческого
пути историческая тема разрабатывалась им
в разных жанрах и разных направлениях.
Петербургский период и период южной
ссылки проходит под знаком романтизма.
Произведения этой поры проникнуты чувст-
вом гордости за великий исторический путь
России и романтическим культом великого
человека.
Но еще лицейское стихотворение «Воспо-
минания в Царском Селе» представляет со-
бой вдохновенный гимн России и ее военной
славе. Здесь упоминаются «Орлов, Румянцев
и Суворов, потомки грозные славян», воспе-
вается победа над Наполеоном («И вспять бе-
жит надменный галл»).
Классицистическая традиция в изобра-
жении исторических событий продолжается
в оде «Вольность», написанной в петербург-
ский период. В этом произведении Пушкин
как бы обозревает всю мировую историю:
Увы! куда ни брошу взор —
. Везде бичи, везде железы.
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы...
«Гибельный позор» (то есть зрелище) тра-
гической истории разных народов — следст-
вие деспотической власти, попрание всех за-
конов. Это понимал еще восемнадцатилетний
Пушкин.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье...
Эта тема будет продолжена в «Капитан-
ской дочке», одном из последних произведе-
ний. Пушкина. Автор не приемлет «русский
бунт — бессмысленный и беспощадный».
В оде «Вольность» он одинаково порицает и
развязавших революционный террор «гал-
лов», и заговорщиков, убивших Павла I, и ти-
рана Калигулу, и всех «самовластительных
злодеев».
Пушкин высмеивает Александра I, «влас-
тителя слабого и лукавого», его рождествен-
ские обещания России. Молодой поэт ставит
проблему истинного человеческого величия,
он рассматривает исторических деятелей че-
рез призму нравственного закона и гуманиз-
ма. Эта мысль получила дальнейшее разви-
тие в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Но Пушкин-романтик все-таки называет
Наполеона «великим человеком» (стихотво-
рение «Наполеон»), упоминает о нем и в сти-
хотворении «К морю». Совсем по-другому
звучит тема Наполеона в седьмой главе «Ев-
гения Онегина». «Петровский замок» назван
«свидетелем падшей славы». Наполеон пред-
стает перед нами самодовольным, «счастьем
упоенным», «нетерпеливым героем», который
только начинает осознавать, что вовсе не ца-
ри и полководцы изменяют ход истории.
Гроза двенадцатого года
Настала ~ кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
На этот вопрос отвечает в «Войне и мире»
Л. Толстой, хотя в его времена десятая глава
пушкинского романа еще не была известна.
И в самом названии великой книги Толстого
нельзя не увидеть перекличку со словами
пушкинского летописца Пимена из «Бориса
Годунова». Передавая свой труд Григорию
Отрепьеву, он напутствует преемника:
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса...
Именно в «Борисе Годунове» впервые у
Пушкина историческая тема представлена
в реалистическом ключе. Первая русская ре-
алистическая трагедия, написанная в 1825 го-
ду, заканчивается знаменитой ремаркой:
«Народ безмолвствует». Все персонажи оце-
ниваются в трагедии с точки зрения народа.
В этом Пушкин продолжает традиции Шекс-
пира, что и подчеркивается даже строением
стиха. Как и в шекспировских трагедиях,
в «Борисе Годунове» используется белый пя-
тистопный ямб, имеются также и прозаичес-
кие вставки.
Историческая тема разрабатывается Пуш-
киным и в других драматических произведе-
ниях. Однако не летопись и не события рус<-
69
ской истории послужили основой для знаме-
нитых маленьких трагедий. В них использова- -
ны предания и традиционные западноевро-
пейские сюжеты.
Историческая основа интересует Пушки-
на прежде всего своей психологической сто-
роной. Так, психологически возможным счи-
тал он отравление Моцарта его другом Саль-
ери. Маленькие трагедии на примерах из
истории доказывают, что «гений и злодейст-
во две вещи несовместные».
Одним из самых сложных, неоднознач-
ных образов в произведениях Пушкина, по-
священных историко-психологической теме,
является образ Петра I. Петр I — один из
центральных героев поэмы «Полтава». Воз-
величивая Петра I, рассказывая о героичес-
ких событиях русской истории, Пушкин не
забывает, однако, о моральном, гуманном ас-
пекте исторической темы. Жертвой истории
оказывается несчастная Мария Кочубей.
В первом прозаическом историческом
романе Пушкина «Арап Петра .Великого»
Петр I не только «то академик, то герой, то
мореплаватель, то плотник», как в «Стансах»,
но и заботливый друг, великодушный чело-
век, идеал монарха и семьянина. К сожале-
нию, роман не был закончен, тема Петра в
этом произведении не получила дальнейшего
развития.
Но в 1833 году она нашла свое продолже-
ние в новом стихотворном произведении. Это
самая загадочная поэма Пушкина — поэма
«Медный всадник». Создавая ее, Пушкин ос-
новывался на нескольких преданиях о тени
Петра I, являвшейся в Петербурге то Павлу I,
то А. Голицыну.
Жители Петербурга, верившие этим ле-
гендам, считали, что ничто не угрожает их
городу, пока в нем стоит памятник Петру.
Тема Петра переходит в тему российской го-
сударственности, и обращение к истории как
бы высвечивает будущее России.
Апокалиптическая картина наводнения и
гибнущего «Петрополя» служит предупреж-
дением потомкам. Петр I не только создал,
сотворил Петербург, но всю «Россию поднял
на дыбы». Показывая конфликт государства
и личности, Пушкин задает вопрос:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Итогом размышлений Пушкина над исто-
рией, ролью личности и народа в ней, нравст-
венным смыслом исторических событий стала
«Капитанская дочка» — главная, на мой
взгляд, прозаическая книга Пушкина, рабо-
та над которой была завершена в 1836 году
и которая вышла в свет за месяц до смерти
автора.
Своеобразие пушкинской исторической
прозы недооценили современники. По мне-
нию Белинского, в «Капитанскрй дочке» изо-
бражены «нравы русского общества в царст-
вование Екатерины». Характер же Гринева
критик называет «ничтожным, бесцветным».
Подобные упреки в слабой разработке ха-
рактера главного героя возникли от непони-
мания всей глубины образа Гринева. Ведь он
находит единственно правильный путь, при-
поднимается над «жестоким веком», сохра-
няя гуманность, человеческое достоинство и
любовь к человеку независимо от принад-
лежности его к той или иной политической
группировке.
В «исторической метели» Гринев не позво-
лил себе сбиться с дороги. На примере ужасов
пугачевщины Пушкин показывает, что «луч-
шие и прочнейшие изменения суть те, которые
происходят от улучшения нравов, без всяких
насильственных потрясений». Это очень умная
мысль, к сожалению, не оцененная по заслуге
даже нашими современниками.
В своей «Истории Пугачева» Пушкин не
скрывал ни злодеяний пугачевцев, ни жесто-
кости правительственных войск. А в «Капи-
танской дочке» образ Пугачева поэтичен, и
многие критики, подобно Марине Цветаевой
(статья «Пушкин и Пугачев»), считали, что
Пугачев нравственно выше Гринева. Но Пу-
гачев потому и рассказывает Гриневу «кал-
мыцкую сказку» об орле и вороне, что хочет
прельстить своего собеседника «пиитическим
ужасом». У Гринева же свое отношение к
кровавым событиям, выраженное в его сло-
вах: «Только не требуй того, что противно
чести моей и христианской совести».
Не «бесцветным», а по-христиански стой-
ким и самоотверженным предстает перед на-
ми любимый герой Пушкина, хотя его «запи-
ски» о «бестолковщине времени и простом
величии простых людей» (Гоголь) просто-
душны и бесхитростны.
70
В сущности, пушкинский подход к исто-
рии — это и подход к современности. Вели-
кий гуманист, он противопоставляет «живую
жизнь» политической борьбе.
В своей речи о Пушкине Достоевский
сказал, что автор «Капитанской дочки» видел
в нашей истории, в наших даровитых людях
залог «общей гармонии, братского оконча-
тельного согласия всех племен по Христову
евангельскому закону». Мысль историческая,
«мысль народная» в пушкинском творчест-
ве — это мысль, обращенная в будущее.
Хочется сказать еще и о том, что история
для Пушкина была уроком нравственного ве-
личия, уроком высоты человеческого духа.
Вот почему историческая тема в творчестве
Пушкина тесно соединяется с нравственно-
психологической. Этот ракурс в освещении
исторических событий стал главным и для
последующих писателей, среди которых глав-
ное место, конечно же, занимает Лев Толстой,
автор великого исторического романа «Война
и мир».