А. С. ПУШКИН О РОЛИ ПОЭТА
И ПОЭЗИИ
Кто такой поэт? Каково его место в жизни?
Может быть, он выше других и имеет право
74
учить людей тому, как нужно жить? Или он
должен быть просто зеркалом, отражающим
в своей поэзии судьбы страны и чувства лю-
дей? Или, наконец, поэт имеет право только на
отражение в поэзии своих собственных мыс-
лей и чувств? В лирике Александра Сергееви-
ча Пушкина мы находим размышления на те-
му значения поэта и поэзии и можем попробо-
вать понять, какие ответы дает великий
русский поэт на некоторые из этих нелегких
вопросов.
Рассматривая эту тему в творчестве
А. С. Пушкина, в первую очередь следует об-
ратиться к его поэтическому шедевру «Про-
рок», написанному в 1826 году. Название и
содержание стихотворения говорят нам об
использовании Пушкиным библейской леген-
ды о пророке Исайе, который находится в от-
чаянии, видя порочность людей, и чувствует
себя оскверненным. Согласно легенде, сера-
фим очищает пророка от греха и, повинуясь
воле Господа, тот должен выполнить миссию
по исправлению людей. В «Пророке» мы на-
ходим интерпретацию Пушкиным этой биб-
лейской легенды.
Герой стихотворения находится в удручен-
ном состоянии, он томим «духовной жаждой»,
и тут ему является посланник Божий «шести-
крылый серафим». Вдруг с поэтом происходят
чудесные превращения. Он наделяется нео-
бычной для человека остротой видения окру-
жающего мира. Его ощущения описаны в сле-
дующих строках:
Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Далее Пушкин пишет:
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял,я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанъе.
Теперь поэт посвящен в тайны мирозда-
нья и одарен тонким чувством восприятия
внешнего мира во всем его разнообразии. Он
избавлен от сомнений и страха, а в его груди
горит «угль, пылающий огнем».
Открывшиеся для поэта возможности, с
одной стороны, возвышают его над людьми,
а с другой, — возлагают на него невероятно
трудную задачу. Подобно тому, как в биб-
лейской легенде пророк Исайя наделяется
Господом ответственной миссией, в пушкин-
ском «Пророке» «Бога глас» взывает к поэту:
Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Такой видит свою миссию Пушкин. Он не
пытается исправить людей, научить их, как
нужно поступать, но будучи поэтом, обраща-
ется к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не
к разуму, а к душе. То есть можно сказать,
что Пушкин раскрывает в этом стихотворе-
нии роль поэзии как чего-то возвышенного,
стоящего над людьми, но не назидательного.
Поэзия — это часть духовной жизни челове-
ка. А роль поэта — пробуждать в человеке то
лучшее, что есть в нем.
Дальнейшее развитие темы роли поэта
и поэзии мы находим в стихотворении Пуш-
кина «Арион», написанном в 1827 году. Оно
сложилось у поэта под впечатлением декаб-
ристского восстания, в котором лучшие люди
страны, среди которых были и его друзья,
потерпели поражение, борясь за отмену кре-
постничества в России. Если в «Пророке»
Пушкин раскрывает тему роли поэта обоб-
щенно-философски, то в «Арионе» он прове-
ряет жизнеспособность этих идей в конкрет-
ной ситуации, воссоздавая в аллегорической
форме трагические события 1825 года:
...В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
Ая- беспечной веры полн,
Пловцам я пел...
Пловцы погибли, но певец Арион сохраня-
ет веру в их идеалы: «Я гимны прежние пою»..
Пушкин дает тем самым понять, что роль по-
эта не только в озвучивании каких-либо идей,
но и в верности им. Несмотря на поражение
декабристов, Пушкин не изменил их общей
вере в лучшее будущее России. Не оглядыва-
ясь на опасность подвергнуться преследова-
нию, поэт продолжает развивать в своем
творчестве вольнолюбивую тематику.
Если в «Арионе» Пушкин как бы приме-
ряет свою пророческую роль к конкретным
жизненным обстоятельствам, то в написанном
75
поэтом спустя девять лет известнейшем сти-
хотворении «Памятник» (1836 г.) он уже дает
оценку своей роли поэта. Мысленно подводя
черту под своим творчеством, Пушкин выра-
жает уверенность в том, что воздвигнутый им
«памятник нерукотворный» дает ему бес-
смертие. Великий поэт считает, что справил-
ся со своей ответственной миссией:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Подводя итог, можно сказать, что Алек-
сандр Сергеевич Пушкин не только раскрыл
в своей поэзии тему роли поэта, но и всем
своим творчеством доказал, что поэт действи-
тельно может быть пророком. Многое из того,
о чем мечтал Пушкин, к чему он призывал в
своих стихах, сбылось. А самое главное — его
поэзия до сих пор служит пробуждению в нас
самых высоких и светлых чувств.