ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
(вариант 1)
Язык поэзии для истинного поэта — глав-
ное средство самовыражения личности, инст-
румент познания жизни, «углубленного про-
никновения в тайны мироздания» и воздей-
ствия на общественную жизнь. А. С. Пушкин
писал много стихотворений на случай, в аль-
бом, шутливые стихи, эпиграммы, которые
хоть и отмечены печатью таланта, задором,
брызжущей энергией, упоенностью творче-
ством, все же ограничены тематически, худо-
жественно творческой задачей. Поэт не при-
давал большого значения этим стихам, хоть
они помогали шлифовать стиль, но, рано осо-
знав свое призвание, неоднократно обращал-
ся к теме роли, назначения настоящей по-
эзии в жизни общества.
Пробуждение национального самосозна-
ния, демократическое преобразование обще-
ства, просвещение народа в духе свободолю-
бия, нравственной чистоты с помощью просто
призывов неэффективно. В стихотворении
«Деревня» поэт болезненно переживает огра-
ниченность воздействия поэзии на умы
и сердца людей, несовершенство своего по-
этического языка в эмоциональном воздейст-
вии на читателя. Как добиться духовного ос-
вобождения народа, раскрыть ему глаза на
унижающий человеческое достоинство поря-
док вещей, где царит вопиющая социальная
несправедливость; «барство дикое» и «рабст-
во тощее»? С горечью и надеждой восклица-
ет поэт:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Но как бы ни трудна была сверхзадача
поэзии, А. С. Пушкин неуклонно стремился
достигнуть ее, находя точные изобразитель-
ные средства для воплощения духовных
идеалов и высокого накала души. Поэта уг-
нетает наличие жандармской цензуры, при-
знающей только официозную литературу,
отвергающей все живое, смелое, прогрессив-
ное. В стихотворении «Послание цензору»
негативная роль последнего в литературном
процессе выражена автором четко и недву-
"смысленно:
Докучным евнухом ты бродишь между муз;
Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус,
Ни слог певца «Пиров», столь чистый,
благородный, —
Ничто не трогает души твоей холодной.
А. С. Пушкин искренне пытался пробу-
дить в народе вольнолюбивые настроения,
чувство собственного достоинства, стремле-
ние к справедливому социальному переуст-
ройству, но тщетно: голос одинокого поэта,
«свободы сеятеля пустынного», остается гла-
сом вопиющего в пустыне! Благородная, высо-
кая миссия поэта — служение народу, его ду-
ховное, нравственное совершенствование —
остается невостребованной, неуслышанной:
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкин
наиболее полно и ярко выразил свои пред-
ставления о роли поэзии в жизни общества,
о высокой, мучительно трудной, самоотвер-
женной и благородной миссии поэта. Автор
использует сюжет библейской легенды, в ко-
76
торой посланник Бога серафим очищает из-
бранного из прочих человека от скверны, по-
разившей мир, дает ему силы вскрывать яз-
вы общества и совершать возмездие, так как
сердце народа огрубело настолько, что не
воспринимает ни правду и добро, ни критику
и насмешку. Пушкин использует в стихо-
творении только часть библейского сюжета
о чудесном превращении человека в пророка.
Лирический герой, жаждущий духовного
очищения, бредет по жизни как по мрачной
пустыне, бессмысленной, бесцельной, не ос-
. вещенной идеалами, и вдруг в минуту полной
растерянности, «на перепутье», появляется
целеустремленный, энергичный серафим, и
жизнь преобразуется, озаряется светом по-
нимания истины:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Осторожные, бережные прикосновения
ангела тем не менее производят очень ощути-
мые превращения: органы восприятия путни-
ка приобретают исключительную обострен-
ность, чувствительность, весь мир входит че-
рез них в человека.
И все же обостренности восприятия недо-
статочно, чтобы бредущего в поисках истины
путника превратить в пророка. Серафим вы-
рывает у человека «и празднословный и лу-
кавый» грешный язык, заменяя его жалом
мудрой змеи. Но и этого оказалось мало: нуж-
но избавиться от сердечной чувствительнос-
ти, неуверенности, снисходительности, быть
твердым и даже жестоким.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Чтобы вести за собой людей, открыть им
глаза на несовершенство общественного уст-
ройства и личные пороки, необходимо изба-
виться от жалости и ложного сострадания.
Духовное очищение невозможно без страда-
ний, тяжкой работы над собой. Ноша поэта-
пророка тяжела вдвойне: сознавая пороки,
несовершенство собратьев, сочувствуя лю-
дям и любя их, ему необходимо «глаголом
жечь» их сердца, не поддаваясь никаким со-
мнениям.