ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
(вариант 2)
Пушкин с юношеских лет сознавал высо-
кое назначение поэзии и ответственность по-
эта за высказанное поэтическое слово. Уже
в 1818 году в стихотворении «К Н. Я. Плюс-
ковой», написанном по заказу в честь импе-
ратрицы, поэт с гордостью утверждает неза-
висимость своей «лиры скромной, благород-
ной», неспособность к лести, предельную
искренность поэтического творчества, а так-
же особое место поэзии в иерархии ценнос-
тей: «Свободу лишь учася славить, стихами
жертвуя лишь ей...». А. С. Пушкин с достоин-
ством оценивает свое поэтическое творчест-
во, считает себя выразителем жизненной
правды:
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Однако только объективно отражать жиз-
ненные реалии — удел летописца, а не поэта.
Главная задача поэзии — пробуждение наци-
онального самосознания, стремление к духов-
ному совершенствованию. Поэт должен уметь
достучаться до сердца человека, заставить его
взглянуть на свою жизнь по-новому, внушить
ему высокие идеалы социальной справедли-
вости. Иногда Пушкин с горечью констатиру-
ет ограниченность поэтических возможностей
в воздействии на читателя:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Наиболее полно представления Пушки-
на об общественной функции поэзии и роли
поэта как мудрого и страстного провидца
исторической народной судьбы, как высоко-
го избранника воплотились в стихотворении
«Пророк». В основу легла библейская леген-
да об очищении посланником Бога серафи-
мом, избранным среди людей для выполне-
ния высокой миссии: нести голос Бога людям.
Проникнутое возвышенным лиризмом стихо-
творение воспринимается вначале как молит-
ва, а в конце — как гимн. Жестокая, кровавая
операция серафима символизирует напря-
77
женную, самоотверженную работу над собой
поэта, претендующего на роль народного три-
буна, духовного вождя нации:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Поэт должен избавиться от ложного сост-
радания к слабостям человеческим, прояв-
лять твердость и даже жестокость в деле вы-
сокого служения. Пушкин убежден: поэт,
служа искусству, должен отречься от всего
суетного, «мирского», по-другому видеть и
слышать, забыть о своем слабом человечес-
ком сердце. И торжество идеалов свободы,
истины, добра станет поэту достойной на-
градой за самоотречение. Бог призывает ли-
рического героя решительно следовать высо-
кому призванию и открывать человечеству
слова истины:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Написанное несколько позднее стихотво-
рение «Поэт» заметно отличается от «Про-
рока» по эмоциональному строю, стилисти-
ке, лексическим средствам. Поэт в нем изо-
бражен не в минуты творческого вдохновения,
духовного подъема, а в обыденной жизни, ког-
да «в заботах суетного света он малодушно по-
гружен». Но это не снижает тональность
стихотворения, а делает его более интимным.
Пушкин резко противопоставляет две сто-
роны жизни поэта: поэт-творец и поэт-обы-
ватель, причем демонстративно возвеличи-
вает первую ипостась.
Временное погружение поэта «в заботы
суетного света» не снижает его образ, а, на-
против, подчеркивает отчужденность от ми-
ра и утверждает, что подлинная жизнь твор-
ца — в его искусстве. В обыденной жизни
поэт никто, «тоскует он в забавах мира»,
а оживает лишь во время поэтического вдох-
новения, «на берегах пустынных волн», вда-
ли от «людской молвы», где создает вымыш-
ленный мир, в котором он от «детей ничтож-
ных мира» поднимается до вершин человече-
ского духа.
Стихотворение «Поэт» похоже на автор-
скую исповедь, которая в силу своей глубо-
кой значимости приобретает и общее значе-
ние. Пушкин действительно часто оказывал-
ся «малодушно погружен» в суету светской
жизни, что истощало его силы. Поэтому и
стремился он в деревенскую глушь, к умиро-
творяющей природе, всегда вдохновляющей
поэзию.
В проблемном, вызвавшем множество
споров стихотворении «Поэт и толпа» толпа
порицает поэта за бесполезность: «Как ветер,
песнь его свободна, зато как ветер и бесплод-
на: какая польза нам от ней?». Но поэт резко
парирует несправедливые нападки, упрекает
толпу в приземленности мышления и недо-
статке воображения:
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все — на вес
Кумир ты ценишь Белъведерский.
Поэт уверен, что цель поэзии — в духов-
ном развитии человечества, в пробуждении
человеческой мысли, а воплощенные в стихах
поэтические идеи — не прописные истины,
а пища для пытливого ума. В заключитель-
ных строках стихотворения Пушкин отстаи-
вает независимость поэтов от прямого учас-
тия в конкретных жизненных коллизиях:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Пушкин не сторонник теории «чистого
искусства», как это утверждали многие, ссы-
лаясь на строки его стихотворения «Поэт и
толпа»: «Подите прочь — какое дело поэту
мирному до вас! В разврате каменейте смело,
не оживит вас лиры глас!». На самом деле
тема призвания поэта исследуется в этом
произведении более глубоко. Проблемы, свя-
занные с высоким предназначением поэта,
рассматриваются в новом аспекте: может ли
и должна ли поэзия приносить прямую поль-
зу человеку? В чем заключается ее значение
78
и польза? Пушкин проник в глубинные исто-
ки проблемы, в сложный процесс воздейст-
вия поэзии на умы людей и определил ис-
тинную сущность творчества.
Пушкин отстаивал право творца быть взы-
скательным судьей, ибо настоящий поэт — са-
мый строгий критик своего творчества; пропо-
ведовал творческую самостоятельность и не-
зависимость от «суда глупца и смеха толпы
холодной»:
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить сумеешь ты
свой труд.