ПУШКИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА
И ПОЭЗИИ
На берег выброшен, грозою,
Я гимны прежние пою.
А. С. Пушкин
Каждого поэта, особенно в зрелые годы,
волнует вопрос о значении его труда для об-
щества и о назначении поэтического творче-
ства вообще. А. С. Пушкин высоко оценивал
деятельность поэта. Поэзия для Пушкина
всегда была искусством, высочайшим прояв-
лением творческого духа. Обязательным ус-
ловием нормальной творческой деятельности
он считал свободу, независимость личности
поэта. Его волновал также вопрос о том вы-
соком предназначении, которое он должен
выполнить как поэт. Еще на заре своей лите-
ратурной деятельности, в лицейских стихо-
творениях, Пушкин задумывался над зада-
чей, ролью, судьбой поэзии и поэта в совре-
менном ему обществе.
В раннем стихотворении «К другу сти-
хотворцу» запечатлены такие размышле-
ния поэта:
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки;
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы...
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.
И все же, прекрасно понимая незавидную
судьбу поэта в современном ему обществе,
лицеист Пушкин для себя избирает путь ли-
тературного творчества. Он готов следовать
этому пути, как бы ни была трудна судьба
поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба
и страдания его ни ожидали.
«Мой жребий пал; я лиру избираю», —
пишет Пушкин. Уже в этом раннем стихо-
творении ясно слышатся ноты презрения по
отношению «к сильным мира сего», не спо-
собным ни ценить, ни тем более понимать по-
эзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пи-
шет стихотворение «Лицинию». Вспоминая
римского сатирика Ювенала, Пушкин так оп-
ределяет задачи поэта: «Свой дух воспламе-
ню жестоким Ювеналом, в сатире праведной
порок изображу и нравы сих веков потомству
обнажу». Так возникает в творчестве Пушки-
на образ поэта-борца, прямо противополож-
ный привычным представлениям XVIII века
о назначении поэта.
В понимании Пушкина поэт не одописа-
тель в честь вельмож и царей, он — «эхо
русского народа». Об этом автор и говорит в
стихотворении «К Н. Я. Плюсковой»: «Я не
рожден царей забавить стыдливой музою
моей... Любовь и тайная свобода внушали
сердцу гимн простой, и неподкупный голос
мой был эхо русского народа». «Свободная
гордость», «скромная, благородная лира»,
стремление служить своей поэзией одной
лишь свободе, отказ воспевать царей, созна-
ние глубокой связи с народом — все это ос-
тавалось неизменным во взглядах Пушкина
в течение всей его творческой жизни.
Во многих Стихотворениях Пушкина мы
видим противопоставление поэта обществу.
Он называет его презрительно и гневно: «тол-
па», «чернь». Пушкин отстаивает свободу по-
эта от «черни», т. е. от невежественных гони-
телей поэта, от обывателей, от «гордых не-
вежд» и «знатных глупцов».
В 1826—1831 годах Пушкин создает ряд
стихотворений на тему поэта и поэзии: «Про-
рок», «Поэту», «Поэт», «Эхо», в которых раз-
вивает свои взгляды: поэт свободен в своем
творчестве, он идет своими путями, опреде-
ленными его высоким призванием, творчест-
во поэта — «благородный подвиг», поэт неза-
висим от служения светской толпе.
Сквозь все творчество Пушкина проходит
мысль о трагической участи поэта. Когда-то
79
эту же тему развивал придворный поэт Жу-
ковский. Он был талантлив, но тем не менее
поэтов раньше держали при дворе в качест-
ве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи
своего предшественника. Уже ранняя поэзия
Пушкина по богатству мыслей, по художест-
венному уровню не уступала произведениям
признанных мастеров русской поэзии. На-
капливая достижения современной ему лите-
ратуры, Пушкин уже в лицее ищет ориги-
нальный стиль. Он требует от поэзии истины
в выражении чувств, он далек от романтизма
Жуковского, не согласен со своим учителем
Державиным, который считал, что поэзия
должна «парить» над миром. Пушкин — по-
эт действительности. Он освоил все жанры
поэзии: оду, дружеское послание, элегию, са-
тиру, эпиграмму — везде Пушкин выступал
как экспериментатор, сумел выработать свой
поэтический стиль.
Во времена Пушкина не только почти все
лицеисты писали стихи, но и высокообразо-
ванный слой дворянства пробовал свои силы
в литературе, поэзия была почитаема в сало-
нах; считалось, что неумение писать стихи
такой же дурной тон, как неумение танце-
вать или говорить по-французски.
В творчестве каждого поэта рано или по-
здно начинается перелом, когда он должен
осмыслить — для чего он пишет стихи? Пуш-
кин изначально верил, что поэзия нужна
всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир.
Позднее, сто лет спустя, Маяковский очень
точно оценил труд поэта, заявив: «Поэзия —
та же добыча радия, в грамм — добыча, в
год — труды, изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды». Поэт-декаб-
рист Рылеев писал Пушкину: «На тебя уст-
ремлены глаза России; тебя любят, тебе ве-
рят, тебе подражают. Будь поэт и гражда-
нин». Пушкин выполнил это завещание.