ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ
МОЛОДОГО ПУШКИНА
Политическое мировоззрение А. С. Пуш-
кина сложилось уже в юношеский, лицей-
ский период. На формирование его взглядов
большое влияние оказал Царскосельский ли-
цей. Преподаватели стремились развить в
своих питомцах чувство гражданской чести,
служения Отечеству и народу. В лицее вы-
рос гениальный поэт Пушкин, отсюда вынес
он свой ясный взгляд на мир и людей, пони-
мание того, что любой человек, независимо
от социального происхождения, должен быть
свободным. И главный порок, который уви-
дел молодой поэт, — это ничем не ограничен-
ная власть монарха, самодержавие:
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу, —
восклицает молодой поэт в оде с символиче-
ским названием «Вольность».
В этом произведении можно видеть идеи
просветителей XVIII века. Самодержавие
должно быть ограничено законом, .тогда не
будет произвола власть имущих, «барства
дикого», «покорствующих бичам» рабов. По-
этому так торжественно звучит главная
мысль произведения:
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Рабство противоестественно. Оно тянет на-
зад, мешает жить, развиваться обществу. Раб-
ство — это позор! Человек рожден свободным,
и никто не имеет права посягать на его духов-
ную независимость. Россия — великая страна,
и народ ее должен быть свободен и велик.
Но о каком величии можно говорить, когда
«младые сыновья» растут для того, чтобы по-
полнить «дворовые толпы измученных рабов»,
чтобы до гроба влачить «тягостный ярем».
Именно об этом идет речь в стихотворении
«Деревня»:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Кто же он, «неумолимый Владелец», «при-
своивший насильственной лозой и труд, и соб-
ственность, и время земледельца»? Монарх,
ставший выше закона, выше духовной прав-
ды. Личность для власти не имеет значения.
Деспотизм и тирания губят все:
Свободный Рим возрос,
А рабством погублен.
80
Пушкин никогда не выступал против «ко-
роны», но считал, что страной должен пра-
вить просвещенный, мудрый монарх. Именно
такой монарх отменит рабство, и тогда сам
народ будет защитником, хранителем трона
и империи:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
На &тих идеях воспитывались будущие
декабристы, многие из которых были близки-
ми друзьями Пушкина, его товарищами по
лицею. Поэтому идеи декабристов были близ-
ки и Пушкину. Недаром после восстания на
Сенатской площади при обыске у многих из
них были найдены рукописные копии вольно-
любивых стихов прославленного поэта.
Многие стихи поэта этого периода вос-
принимались современниками как призыв
к действию, как лозунг. В их числе хресто-
матийное стихотворение, посвященное другу
Пушкина П. Я. Чаадаеву:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
После восстания 1825 года поэт не отрек-
ся от своих принципов. Его взгляды становят-
ся более жесткими и критичными. В 1827 го-
ду он пишет стихотворение «Арион», которое
является аллегорическим рассказом о собы-
тиях на Сенатской площади. Поэт ясно дает
понять, что идеи декабристов живы:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Примером политической лирики Пушки-
на является и стихотворение «Анчар». Оно
также является аллегорией. Образ анчара —
древа яда — Пушкин использовал для обли-
чения политики Николая I:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
В своей вольнолюбивой лирике Пушкин
создал образ идеального монарха, властителя
России. Он утверждает, что самодержец дол-
жен сочетать свою власть с законом, защи-
щать права человека, олицетворять собой иде-
ал справедливости, силы и величия. Именно
о такой России мечтал поэт.