ПУШКИНСКАЯ ЛИРИКА ДРУЖБЫ
И ЛЮБВИ
В многочисленных стихотворениях, по-
священных друзьям и возлюбленным, рас-
крылось понимание поэтом этих высших
жизненных ценностей, созданы яркие образы
друзей и любимых женщин. Дружба и лю-
бовь для Пушкина — спутники юности, они
возникают в «вихре жизни молодой» и сопро-
вождают человека всю его жизнь. Потреб-
ность Пушкина в дружеском общении, в по-
нимании и поддержке друзей была столь же
неизменной, как и потребность любить и
быть любимым. Дружбу Пушкин понимал не
только как отношения, возникающие между
двумя людьми. «Дружество» для него — это
целый круг людей, близких «по судьбе», это
«братство», «наш союз», сложившийся еще
в лицее. Манифест дружбы — строфа из
«19 октября»:
Друзья мои, прекрасен наги, союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз...
Дружбу Пушкин понимал и как «сладост-
ный союз», связывающий между собой поэтов.
В стихотворении «К Языкову» основой это-
го союза названо творчество, вдохновение:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
В стихах Пушкина о дружбе неизменно
присутствует философский мотив судьбы
(«19 октября»). Размышления о друзьях под-
талкивали поэта к анализу собственной судь-
бы, создавали психологический и философ-
ский фон многих его стихотворений. Лицеисты,
разбросанные по всему свету, как бы соеди-
нялись в лирическом мире Пушкина.
Дружеское участие, дружеская поддерж-
ка для Пушкина — высшие проявления чело-
вечности, требующие мужества, воли, готов-
ности исполнить свой долг («И. И. Пущину»).
Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч
лицейского братства способен рассеять мрак
заточенья — такова главная мысль поэта.
В отличие от дружбы, в которой Пушкин
ценил постоянство, верность, любовь рассма-
тривалась им как чувство преходящее. Оно,
подобно буре, давало ему мощный источник
вдохновения, лишая его свободы, подчиняя
«страстям мятежным». И в шедеврах пуш-
кинской любовной лирики («Я помню чудное
мгновенье...», «Я вас любил...», «На холмах
Грузии...») говорится именно о чувствах по-
эта, а не об отношениях, связывавших его
с возлюбленными. Любовь Пушкина-лири-
ка — предмет высокой поэзии. Она словно
выведена за пределы быта, житейской
«прозы».
Стихи Пушкина — вовсе не дневник его
любовных побед и поражений. В них запе-
чатлена не только психологическая правда
любовных переживаний, но и выражены фи-
лософские представления поэта о женщине
как об источнике красоты, гармонии, неизъ-
яснимых наслаждений. Пушкин воспел жен-
щину. В стихах оживают его «любви плени-
тельные сны». Это стихи-воспоминания, в
которых поэт чутко прислушивается к себе,
стремится выразить в слове психологичес-
кую уникальность и в то же время сходство
своих любовных переживаний. Говорить
о любимой поэту столь же сложно, как и об
абсолютной красоте или о высшем блаженст-
ве, поэтому образы женщины создаются
с помощью сравнений и аналогий («Мадона»).
Любовь, «замыкая» перечисление того, что
заставляет душу поэта «пробудиться», как бы
венчает все, из чего состоит жизнь. Именно
любовь способна дать человеку высшее на-
слаждение. Любовь — символ духовного воз-
рождения. Даже сама надежда на «позднюю»
любовь способна примирить поэта с мрачной
и безрадостной жизнью. Надежда на то, что
новая любовь впереди, — самая высокая и
светлая («Элегия»).
В стихотворении «На холмах Грузии...»
любовь оживает не только потому, что поэт
вспомнил о любимой. В ней источник новых
ярких переживаний, она — искра, зажигаю-
щая сердце, которое не может не любить. По-
следние строки («И сердце вновь горит и лю-
бит — оттого, что не любить оно не может»)
особенно важны для понимания стихотворе-
ния и той идеи любви, которой вдохновлена
лирика Пушкина: вечна сама потребность
любить, чувство возникает в сердце как эхо
женской красоты и гармонии. Даже чужая,
90
неведомая любовь способна наполнить душу
поэта «мечтою странной», воскресив целый
рой воспоминаний о своей и «чужой» молодо-
сти, о красоте и счастье («Цветок»).