«И ТЕСНОЮ СИДЕЛИ МЫ ТОЛПОЙ»
(тема дружбы в лирике А. С. Пушкина)
Тема дружбы проходит через все творче-
ство Пушкина, начиная с лицейского перио-
да и заканчивая последним годом жизни. Па-
фос дружеской лирики лицейского периода
состоит в составлении некоей оппозиции клас-
сицистическим ценностям. Лирика Пушкина
этого периода насыщена анакреонтической
тематикой, которая состоит в воспевании
эпикурейских ценностей. В стихотворении
«Пирующие студенты» поэтизируется весе-
лая пирушка, воспевается вино и радости
беззаботного дружеского общения:
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
В этом послании, как и во всех остальных
посланиях лицейского периода, Пушкин при-
зывает всех своих друзей оставить волнения
и заботы света и присоединиться к интимному
кругу друзей, объединенных призывом: «Бла-
жен, кто веселится в покое, без забот...»
Покой, беззаботное веселье, шумный пир
друзей — вот что составляет, по мнению по-
эта, человеческое счастье. Как и поэты-сен-
тименталисты, Пушкин ставит чувство друж-
бы выше общественных и государственных
благ:
И станут самые цари
Завидовать студентам!
Самое ценное в дружбе Пушкин видит в
сердечности и искренности друзей. Чувство
сердечной привязанности к своим друзьям
Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно
присутствует даже в гражданской лирике пе-
тербургского периода.
Поэтам-декабристам дружба виделась как
союз людей, одержимых одной идеей. Пуш-
кин в своей гражданской лирике не приемлет
такой сугубо практический взгляд, и чувство
дружбы в его стихах в этот период выглядит
иначе,-чем у декабристов.
Высокая цель не должна исключать на-
слаждение дружеским общением, даже наобо-
рот, дружба становится опорой и поддержкой
в гражданском служении долгу и Отечеству.
Соединение интимного чувства дружбы, равно
как и любви, с высокими гражданскими чув-
ствами отражено в стихотворении «К Чаадае-
ву». Поэт призывает адресата к высокой цели
не только как политического единомышленни-
ка, но и как друга, что подчеркнуто обращени-
ями типа: «мой друг», «товарищ, верь...».
В этот же период Пушкин начинает раз-
рабатывать в своих стихах тему свободы,
и дружба становится как бы «третьим компо-
нентом» в ряду «любовь и тайная свобода».
В стихотворении «Послание к кн. Горчакову»
дружеское общение становится как бы поч-
вой этой свободы.
Но друзья не вечны, дружеские пиры про-
исходят все реже и реже, наступает разочаро-
вание и в гражданских идеях. Пушкин уезжа-
ет в южную ссылку, где оказывается целиком
охвачен романтическими настроениями.
Дружеская лирика в этот период творче-
ства поэта очень своеобразна, романтик не
ищет общения с друзьями, он порывает со
своим прошлым. Всю малочисленную друже-
скую лирику этого периода отчетливо харак-
теризует стихотворение «Дружба». Мотив
этого стихотворения затем подхватит Лермон-
тов, и это станет лейтмотивом его лирики.
У Пушкина теперь друзьями становятся
море и горы, но с ними поэт не может быть на
равных, хотя и говорит о шуме моря, проща-
ясь с ним, что этот шум — «как друга ропот
заунывный, как зов его в прощальный час».
Уже само по себе стихотворение «К мо-
рю» является прощальным. Романтизм в на-
бросках поэта сменяется философичностью
и тонким лиризмом. Тема внутренней свобо-
ды выбора каждого человека звучит и в дру-
жеской лирике поэта. Дружеские чувства не
зависят от политики, в них мы вольны.
В стихотворении «19 октября 1827», напи-
санном на годовщину открытия лицея, Пуш-
кин говорит о том, что он по-прежнему по-
мнит о всех своих друзьях, где бы они ни бы-
ли. Для него они все равны — и те, кто на
«царской службе», и те, кто в «мрачных про-
пастях земли». «Я гимны прежние пою», —
признается поэт в стихотворении «Арион».
91
Пушкин остается по-прежнему верен
своим друзьям-декабристам и поддерживает
их в трудный для них час своим знаменитым
посланием в Сибирь «Во глубине сибирских
РУД-»-
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен, —
восклицает Пушкин в стихотворении «19 ок-
тября». Но в этом стихотворении, написан-
ном к лицейской годовщине, уже четко про-
сматривается тема одиночества. Поэту невы-
разимо больно и грустно оттого, что с ним
сейчас нет его друзей.
Эти настроения все больше завладевают
Пушкиным, и каждое последующее «19 октя-
бря» окрашено в более мрачные тона. Пора-
женный смертью Дельвига, Пушкин пишет:
«И мнится, очередь за мной...»
Стихотворение «Чем чаще празднует Ли-
цей...» тоже наполнено грустью.
Итак, в конце жизни, пережив «бурь по-
рыв мятежный», Пушкин опять возвращает-
ся к лицейской теме, но теперь она звучит
по-другому. Верна мысль критика о том, что
«лицей становился в сознании Пушкина иде-
альным царством дружбы, а лицейские дру-
зья — идеальной аудиторией его поэзии»,
хранителями культа дружбы, тему которой
Пушкин пронес почти через все свое творче-
ство. В стихотворении, написанном в 1836 го-
ду, поэт с грустью вспоминает:
Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой...
...Теперь не то...