ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА
А. С. ПУШКИНА
Достоевский сказал: «Красота спасет мир».
Наша современная действительность нужда-
ется в спасении: в трудных материальных ус-
ловиях жизни человек должен найти точку
94
опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться
в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться
в самом себе. Поэты понимали, что душу мож-
но разбудить только тогда, когда человек смо-
жет радоваться каждому мигу жизни, сумеет
найти поэзию в любом проявлении земных ра-
достей.
Музыка, природа, поэзия — источники ра-
дости. В природе есть свое волшебство, своя
чарующая прелесть, которая лечит душу,
приобщая ее к прекрасному мигу осознания
себя частицей Вселенной. Пушкин, Лермон-
тов, Тютчев и многие другие поэты оставили
прекрасные образцы пейзажной лирики. Пат-
риотизм всегда являлся национальной чертой
русских поэтов, они могли в незаметной, за-
стенчивой русской природе находить высший
смысл, природа всегда была для них источни-
ком вдохновения, источником живительной
силы одаренной русской души. Природа в
картинах талантливых художников, поэтов,
писателей открывает нам новый мир, волнует
своей неповторимостью и напоминает: не гу-
бите красоту вокруг себя. Сейчас, как никог-
да, очень остро стоит вопрос, продолжится ли
жизнь на земле, и если да, то какая.
Среди стихов Пушкина видное место при-
надлежит тем произведениям, где с изуми-
тельной силой он рисует картины природы.
Пушкин в своих отступлениях в «Евгении
Онегине» дает чудесные описания природы,
его стихи о природе полны любви, грусти об
уходящем. По мнению многих, литература —
это слепок с жизни, но слепок более тонкий,
более объективный. Много творческих сил
Пушкин отдал созданию реалистического
пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как
возможность непосредственно передать свои
мысли, чувства, переживания. Поэтические
страницы изображения природы в «Евгении
Онегине» просто великолепны:
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
В. Г. Белинский очень точно заметил, что
Пушкин, остро чувствующий бег времени,
выражает лучший тип русского националь-
ного характера своей эпохи. Его душа чужда
кастовой изоляции и духовной ограниченнос-
ти. Богатая духовная жизнь самого Пушкина
позволяла ему открывать в природе таящую-
ся в ней красоту. Милые сердцу родные кар-
тины природы, нарисованные поэтом, не за-
бываются никогда. Прекрасны строки из
«Евгения Онегина»:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи,
Да пруд под сенью ив густых —
Раздолье уток молодых.
Из всех времен года Пушкин больше все-
го любил осень. Он писал: «Из всех времен я
рад лишь ей одной». Поэт много писал об
осени, но воспевал и красоту зимы: «Зимний
вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»,
«И вновь я посетил...». В этих внешне скром-
ных зарисовках изображена природа, с кото-
рой человек сталкивается на протяжении
всей своей жизни. Стихи «Кто знает край,
где небо блещет», «На холмах Грузии» стали
шедеврами не только русской, но и мировой
литературы. Ни один русский поэт не может
сравниться с Пушкиным по легкости изобра-
жения молчаливой красоты природы.
Картины природы отражали любовь по-
эта к Родине.
Можно любить только ту землю, ту кра-
соту, среди которой родился и вырос. И хотя
на земле немало экзотических стран и мы
можем восхищаться пальмами и морями, чу-
жая природа нам не очень близка. Недаром
когда поэты и писатели покидают Родину,
то больше всего они тоскуют по русской при-
роде. Русские березы Сергей Есенин просла-
вил на весь мир. Лермонтов в стихотворении
«Родина» тоскует о русских серых избах. Ма-
яковский писал: «Можно забыть, где и когда
пузы растил и зобы, но землю, с которой вдво-
ем голодал, нельзя никогда забыть».
В последние годы жизни Пушкин создает
произведения, наполненные безысходной то-
ской, глубоким сожалением о прошедших го-
дах. В печальном голосе поэта постоянно
присутствуют нотки скорби, разочарования,
в его стихах природа грустит вместе с ним.
Стихотворение «И вновь я посетил...» очень
личное. В каждой строчке пейзажа — одино-
чество хмурого леса, трагический пейзаж с
угрюмой картиной убогих избушек русской
95
деревни, смерти детей. Настроение стихотво-
рения перекликается с одиночеством самого
поэта. В стихотворениях «Туча», «Осень» —
та же тема безысходности: «Октябрь уж на-
ступил, уж рощи отряхают последние листы
с нагих своих ветвей». Сама природа грустит
вместе с поэтом.
В каждой картине Пушкин запечатлевает
свое особенное лирическое настроение. Пей-
заж у поэта не бесчувственный, он активен,
символичен, наполнен смыслом.
В стихотворении «На холмах Грузии...»
печален не только пейзаж. «На холмах Гру-
зии лежит ночная мгла...» — в этих строках
передана романтическая мечта о волшебном
крае. Пушкин изображает мир сильных стра-
стей и чувств.
В стихотворении «Деревня» на фоне поэти-
ческих зарисовок природы показана страшная
рабская жизнь крепостных. Пушкин воскли-
цает; «О, если б голос мой умел сердца трево-
жить!». Поэт чувствовал, что способен поэзией
пробудить лучшее в человеке.
Лирические стихи Пушкина «Брожу я
вдоль улиц шумных...», «Элегия», «Эхо»,
«В степи мирской печальной и безбрежной»,
«Не дай мне бог сойти с ума» — полны раз-
мышлений о грусти. И картины природы
здесь призваны передать лирическое настро-
ение, подчеркнуть глубину страданий челове-
ческой души.