ПРИРОДА В ЛИРИКЕ
А. С. ПУШКИНА
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Эти чудесные строки, волнующие своей
проникновенностью и музыкальностью, посвя-
тил Александр Сергеевич Пушкин своей лю-
бимой поре года — осени. Все нравилось в ней
поэту: и пышное убранство деревьев, и «ред-
кий солнца луч, и первые морозы, и отдален-
ные седой зимы угрозы». Осень вдохновляла
его на творчество, пробуждала новые силы;
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод<...>
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни поли ~ таков мой организм...
Но любил поэт и зиму. Иначе разве смог
бы он так тонко изобразить картины зимней
4 Зак. 269 97
природы, как сделал это в стихотворении
«Зимнее утро»:
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И елъ сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Читаешь и, кажется, чувствуешь запах
зимнего утра, когда дух захватывает от моро-
за, а глаза слепит необычайная белизна снега,
озаренного лучами яркого солнца, — велико-
лепие зимней природы, думаю, никого не ос-
тавляло равнодушным.
Детально воспроизводит Пушкин колорит
холодного зимнего вечера в другом стихотво-
рении:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет,, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Завывания вьюги, постукивания ветра в
окно навевают автору воспоминания о детст-
ве, о дорогом и близком человеке — няне
Арине Родионовне. И здесь происходит неве-
роятное: ощущение холода, которым проник-
нуто начало стихотворения, исчезает, а появ-
ляется, напротив, ощущение тепла и уюта,
исходящее от теплой печки и тихого голо-
са няни.
Побывав на Кавказе, Пушкин не мог не
отдать должное природе этого уголка земли.
Яркая, величественная, торжественная кра-
сота Кавказа одновременно и зачаровывала
поэта, вдохновляла на новые творения, и на-
водила на грустные мысли о вечности приро-
ды и кратковременности- человеческого пре-
бывания на земле:
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Море для Пушкина — это воплощение
свободы. К независимости поэт стремился всю
свою жизнь, поэтому и громадная водная сти-
хия была ему по душе, и часто в своем твор-
честве он обращался к ее образу.
Но ни холодная и величественная красота
гор, ни бескрайние просторы моря не волнова-
ли поэта так сильно, как незатейливые рус-
ские пейзажи — рощи, дубравы, холмы, озера,
родные и знакомые, которые соединились с
любовью ко всему русскому. Только неравно-
душный ко всему окружающему, только по-
настоящему любящий родину человек спосо-
бен в своих воспоминаниях возвращаться не
только к образам людей, но и природы:
Минувшее меня объемлет живо<...>
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал.