ЛУЧШИЙ ПЕВЕЦ
РУССКОЙ ПРИРОДЫ
(природа в творчестве А. С. Пушкина)
Когда-то Федор Михайлович Достоевский
сказал: «Красота спасет мир». В нашей со-
временной действительности, в трудных ус-
ловиях материальной жизни человек должен
найти точку опоры, чтобы не пасть духом
не скатиться в пропасть бытовых неурядиц
не замкнуться в самом себе.
Но где искать красоту? Где ее найти? Од-
на из дорог в этих поисках ведет к природе
А в полном восприятии природы нам помога
ют наши великие поэты, и прежде всеп
А. С. Пушкин.
Поэт чутко понимает, что душу можн<
разбудить только тогда, когда человек смо
жет радоваться каждому мигу жизни, суме
ет найти поэзию в любом проявлении земны:
радостей. В природе есть свое волшебстве
своя чарующая прелесть, которая лечит ду
шу, приобщая ее ко всей Вселенной.
98
Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие
другие поэты оставили прекрасное наследие.
Природа в картинах талантливых художни-
ков, поэтов, писателей открывает нам новые1
миры.
Патриотизм всегда являлся национальной
чертой русских поэтов. Они могли в неброс-
кой, внешне неяркой русской природе нахо-
дить смысл; природа всегда была для них ис-
точником вдохновения, источником живитель-
ной силы одаренной русской души. К своей
родной природе надо относиться патриотично,
то есть беречь ее.
Пушкин в своих отступлениях в «Евгении
Онегине» дает чудесные описания природы.
И вообще его стихи о природе полны любви,
грусти об уходящем мгновении. Среди сти-
хов Пушкина видное место принадлежит тем
произведениям, где он с изумительным мас-
терством рисует картины природы.
По мнению многих, литература — это сле-
пок с жизни, но слепок тонкий, очень близкий
реальности. Много творческих сил Пушкин
отдал созданию реалистического пейзажа. Эта
лирика была дорога поэту как возможность
непосредственно высказать свои мысли, чув-
ства, переживания..
Поэтические страницы изображения приро-
ды в «Евгении Онегине» просто великолепны.
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
Это только один пример, а их много.
В. Г. Белинский очень точно заметил, что
Пушкин остро чувствует бег времени, выра-
жает лучший тип русского национального
характера своей эпохи. И эта богатая духов-
ная жизнь самого Пушкина позволяла ему
открывать в природе красоту.
Милые сердцу картины родной природы,
нарисованные Пушкиным, не забываются ни-
когда, как никогда нельзя забыть детство.
Пушкин очень любил осень. Он писал:
«Из всех времен я рад лишь ей одной». Тем
не менее чудесны его зарисовки в стихах по-
священные зиме: «Зимний вечер», «Зимнее
утро», «Зимняя дорога»...
В этих зарисовках каждому понятна и
мила природа, с которой человек сталкивает-
•ся на протяжении всей своей жизни. А стихи
Пушкина «Кто знает край, где небо блещет,,.»,
«На холмах Грузии» стали шедеврами не толь-
ко русской литературы, но и мировой.
Ни один русский поэт не может сравнить-
ся с Пушкиным'по прелести и легкости изо-
бражения молчаливой красоты природы,
Картины природы в его лирике являлись
превосходным средством воспитания любви
к Родине.
Можно беззаветно любить только ту зем-
лю, ту красоту, среди которой родился и вы-
рос. И хотя на земле немало экзотических
стран с чудесными высокими пальмами и го-
лубыми морями, мы только восхищаемся
этой природой, но она нам не столь близка.
Недаром, когда поэты и писатели покидают
Родину, то больше всего они тоскуют по рус-
ской природе.
В последние годы жизни Пушкин создает
произведения, наполненные безысходной то-
ской, глубоким сожалением о прошедших го-
дах. В печальном голосе пбэта постоянно
присутствуют нотки скорби, разочарования,
в его стихах природа грустит вместе с ним.
Стихотворение «И вновь я посетил...»
очень личное. В нем можно найти одиночест-
во хмурого леса, трагический пейзаж с угрю-
мой картиной убогих избушек русской де-
ревни... Настроение стихотворения перекли-
кается с настроением самого поэта.
В стихотворениях «Туча», «Осень» та же
тема безысходности. Недаром Пушкин любит
это время умирания природы: «Октябрь уж
наступил — уж роща отряхает последние
листы с нагих своих ветвей». Кажется, что
сама природа грустит вместе с поэтом.
Пейзаж у поэта не бесчувственный образ,
он активен, имеет свою символику, свой смысл.
В стихотворении «На холмах Грузии» поэт пе-
редает свое настроение через пейзаж.
На хблмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.
Если бы не было этих холмов Грузии
и этой Арагвы, стихотворение прозвучало бы
совершенно иначе, не было бы адресной на-
правленности. Поэт вспоминает прошлую
любовь, и это воспоминание будит в его серд-
це новое чувство, потому что «не любить оно
не может».
99
В стихотворении «Деревня» на фоне по-
этических картин природы показана изнури-
тельная рабская жизнь крепостных крестьян:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труб, и собственность, и время
земледельца.
Один из глубоких ценителей и поклонни-
ков творчества Пушкина М. Горький говорил,
что в томике стихов Пушкина он находит
«больше мудрости и живой красоты, чем в
холодном мерцании звезд или в молчании
пустыни». В этих'словах Горького прекрасно
передано основное, что отличает лирику ве-
ликого русского поэта, — ее подлинная чело-
вечность.
«Пушкин есть явление чрезвычайное и,
может быть, единственное явление русского
духа; это русский человек в его развитии,
в каком он, может быть, явится чрез двести
лет. В нем русская природа, русская душа,
русский язык, русский характер отразились
в такой же чистоте, в такой очищенной красо-
те, в какой отражается ландшафт на выпук-
лой поверхности оптического стекла». Эти хо-
рошо известные слова Гоголя хочется еще раз
повторить, ибо в них сказано главное о нацио-
нальном своеобразии Пушкина, о богатстве и
силе его поэтического языка, о высоком нрав-
ственном содержании его поэзии.
Пушкин больше чем поэт. Он историк, фи-
лософ, политик, человек, являющий собой
эпоху. Пушкин был настоящим живописцем
природы, он воспринимал ее зорким взглядом
художника и тонким слухом музыканта.
Давно сказано и много раз повторено:
природа безучастна. Но тогда почему же она
так дивно соединяется с человеческим серд-
цем? Почему так глубоко волнуют и застав-
ляют трепетать душу каждого картины при-
роды, особенно связанные с детством, пылкой
отроческой любовью, первыми прозрениями?
И почему понятие Родины сразу же и преж-
де всего вызывает в воображении картины
родной природы?
Обратитесь с этими вопросами к А. С. Пуш-
кину, и вы получите мудрый поэтический
ответ.