ОТНОШЕНИЕ А. С. ПУШКИНА
К РУССКОЙ ПРИРОДЕ
А. С, Пушкин, будучи свободолюбивым
человеком, всю жизнь был вынужден подчи-
няться. И он понял со временем, что человек
может быть полностью свободен только вну-
тренне, а во внешнем мире он находит пони-
мание только в природе.
Природа для А. С. Пушкина не фон для
описываемых событий, а непосредственное
действующее лицо. Невозможно предста-
вить поэта без его блистательных стихов о
природе. Пушкин и русская природа нерас-
торжимы.
В каждом периоде творчества поэта опи-
сание природы различно. Это очень хорошо
видно на примере двух стихотворений, напи-
санных в разное время, но воспроизводящих
одно и то же место. Я имею в виду «Дерев-
ню» (1819) и «Вновь я посетил...» (1835).
В стихотворении «Деревня» А. С. Пушкин
соединил два начала: лирическое и граждан-
ское. В первой части этого стихотворения он
сталкивает развратный двор, от которого бе-
жал, и мирную, вольную природу. Это весь-
ма романтическое описание природы инте-
ресно сравнить с описанием той же природы,
но уже в более позднем философском стихо-
творении «...Вновь я посетил...». Здесь при-
сутствует уже совсем другое настроение —
тоска.
Если в стихотворении «Деревня» А. С. Пуш-
кин испытывает радость от свидания с приро-
дой, с родным уголком, то в 'стихотворении
«Вновь я посетил...» вновь увиденное Михай-
ловское таких бурных чувств не вызывает:
Плывет рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
, На примере этих стихотворений видно:
поздний Пушкин склонен к более реалисти-
ческому описанию природы, к использова-
нию обычной, неромантической лексики.
Самое значительное произведение А. С. Пуш-
кина, посвященное природе и взаимоотноше-
нию поэта и природы, — это «Осень». Оно
разбито на фрагменты. Первый фрагмент по-
священ осени. Второй, третий и четвер-
тый — остальным временам года: весне, зи-
ме и лету.
Описание лета и весны, не любимых Пуш-
киным, занимает всего по две строчки, но в то
же время у" читателя создается достаточно
широкая и объемная картина природы.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Получается, что всего четырьмя существи-
тельными («зной», «пыль», «комары», «мухи»)
102
Пушкин не только создает картину лета, но
и передает свое отвращение к нему.
Зиму же Пушкин описывает по-другому:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр
и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Холод и страсть соединяются в этом опи-
сании. Это вам не скучное лето с его комара-
ми да мухами!
Несмотря на столь явное предпочтение
лету зимы, осень для поэта еще более люби-
мое время года, и ей посвящается все осталь-
ное стихотворение. Эта пора года — кульми-
нация Красоты. Исключительность осени со-
стоит в том, что она воплощает одновременно
два мотива: красоты и смерти (осень — пора
увяданья, умирания природы). А. С. Пушкин
сравнивает ее с чахоточной девой, чей багро-
вый румянец (цвет осеннего леса) на щеках
является признаком смертельной болезни и в
то же время напоминает щеки красивой, пол-
ной жизни девушки.
В строчке «Унылая пора! очей очарова-
нье!» наиболее ясно слышится присутствие в
осени мотивов смерти и красоты. Причем
ощущение красоты усиливается и наиболее
остро воспринимается именно с осознанием
ее недолговечности.
А. С. Пушкин от описания красоты и при-
родного великолепия тут же переходит к бы-
товым деталям:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Изволуте мне простить ненужный прозаизм).
Процесс творчества, вдохновение, вы-
званное потрясающей красотой осени, оказы-
ваются связанными с прозаическими деталя-
ми. А. С. Пушкин никогда не отрывается от
жизни, быта, даже при описании своего лю-
бимого времени года, от этого красота осени
становится чем-то еще более реальным и
действенным.
Остается лишь добавить, что осень была
самым благотворным периодом в творчестве
А. С. Пушкина, ведь именно осенью были на-
писаны многие из лучших пушкинских про-
изведений, таких, как «Медный всадник», ма-
ленькие трагедии и многие другие.
И получается, что не только великий рус-
ский поэт любил родную природу, но и сама
русская природа любила и помогала гению
в его благородной работе.