ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
ПУШКИНСКОГО РОМАНТИЗМА
Пушкин часто подчеркивал свое несогла-
сие с наиболее ходовыми и распространен-
ными определениями романтизма.
«Сколько я ни читал о романтизме, все не
то», — писал он своим друзьям. В шестой гла-
ве «Евгения Онегина», написанной в 1826 году,
Пушкин, «цитируя» унылые предсмертные
стихи Ленского, замечал:
Тате он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
Разъяснение этому ироническому замеча-
нию поэт дал немного позднее, в 30-е годы, за-
явив, что романтическая литература это нео-
бязательно «все произведения, носящие на се-
бе печать уныния и мечтательности».
Взгляды Пушкина на романтизм можно
назвать антиклассическими, Те, что писали
«по всем правилам парнасского правосла-
вия», заслужили порицание поэта. Строгая
система правил классицизма, считал Пуш-
кин, слишком сковывает, не позволяет раз-
вить в достаточной мере воображение. Более
того, он утверждал, что романтическая шко-
ла «есть отсутствие всяких правил, но не
всякого искусства». Пушкин с презрением
и осуждением относился ко всем литератур-
ным канонам. Отсюда и его слова, высказан-
ные в послании «К Родзянке»:
Ты обещал о романтизме,
О сем парнасском афеизме,
Потолковать еще со мной...
Пушкин рассматривал романтизм как от-
мену классических правил. И часто называл
романтиками тех писателей, которые отказа-
лись от «классических» форм. С точки зре-
ния его эстетических теорий отличительной
103
чертой поэта-романтика является разрыв с
общепринятыми нормами и образцами. По
этой причине Пушкин отказался назвать ро-
мантиком французского поэта Андре Шенье.
И, наоборот, причислял к романтикам Данте,
Шекспира, Сервантеса, Гете.
Что касается романтического героя Пуш-
кина, то он отнюдь не уныл и не разочаро-
ван. Скорее наоборот: романтическому ге-
рою поэта чужды эти чувства, ему свойст-
венны бурные страсти и необыкновенные
приключения.
Необыкновенное в человеке, в природе,
в форме произведения — вот главные темы,
проблемы и принципы пушкинского роман-
тизма. Отсюда и необыкновенные картины
природы в его произведениях: молдавские
степи, морские пейзажи Крыма. Пушкину
было свойственно описание жизни и быта
«необыкновенных» народов: крымских татар,
цыган.
В романтических произведениях Пушкин
противопоставлял унылой, однообразной дей-
ствительности яркие разнообразные образы.
Этим самым он, по всей видимости, хотел уда-
литься от повседневности.
От того, что больше всего Пушкина зани-
мало необыкновенное в человеке, он обратил-
ся к проблеме человеческих страстей.
Именно изображение необыкновенных
страстей определяло собой все элементы идей-
но-художественной структуры романтических
произведений Пушкина, отделяя его роман-
тизм от других видов романтизма первой чет-
верти XIX века.