ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
А. С. ПУШКИНА
Приходит время, и каждый человек попа-
дает в плен любовных мечтаний. Пушкин не
был исключением. Стихи на тему любви он
начал писать еще в лицейские годы. Прав-
да, почти все они отличались большой долей
книжности, высокопарностью, однако были
и такие — «Желание», «Певец», — которые
по достоинству можно причислить к шедев-
рам ранней лирики поэта.
Любовная лирика Пушкина периода юж-
ной ссылки отличается поэтической зрелос-
тью, подлинностью. Чувствуется непосредст-
венность, живость любовных переживаний.
Кроме того, любовной лирике этого периода
присущ особый психологизм, причем ярко
выраженный. Взять хотя бы стихотворение
«Простишь ли мне ревнивые мечты...», посвя-
щенное Амалии Ризнич:
Хочу лъ бежать: с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор —
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Стихотворение пронизано жаркими при-
знаниями в любви, и вместе с тем в нем автор
глубоко анализирует свои переживания. Поэт
не дает точного описания характера возлюб-
ленной, но зато как четко изображено ее пове-
дение: «зачем же любишь ты всегда пугать
мое воображенье? Окружена поклонников тол-
пой, зачем для всех казаться хочешь милой...».
Любовная лирика Михайловского периода
во многом напоминает стихи этой тематики,
написанные в южный период. Они также
пронизаны психологизмом, в них поэт так же
пытается постичь глубину любовных пере-
живаний. Только ощутим возраст поэта: он
повзрослел, и стихи его теперь отличаются
большей зрелостью и лиризмом.
В этот период написано посвященное
Е. К. Воронцовой {которую поэт любил и ко-
торая при его отъезде из Одессы подарила
ему на память перстень) стихотворение «Же-
лание славы». Оно поражает свежестью, за-
вораживает музыкальностью стиха и удив-
ляет мастерством, с каким автор сумел пере-
дать мельчайшие подробности движения того
чувства, которое зовется любовью:
...И ныне
Я новым для меня желанием -томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно,
чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.
Мы знаем, что стихотворение посвящено
конкретному человеку, возлюбленной Пуш-
кина, но необычайная правдивость и точ-
ность авторских рассуждений заставляет чи-
тателя перенестись от образа возлюбленной
поэта к своей любимой. И почти всегда чита-
тель ловит себя на мысли, что более точно,
чем сказал поэт, уже не скажешь. Это при-
суще не только стихотворению «Желание
славы», но и всей любовной лирике Пушкина
зрелых лет.
Шедевром интимной лирики русской ли-
тературы по праву считается стихотворение
«Я помню чудное мгновенье...», которое поэт
посвятил Анне Керн. С девятнадцатилетней
Анной, женой генерала Керна, Пушкин по-
знакомился еще в 1819 году у своих знако-
мых. Тогда они обменялись всего нескольки-
ми фразами^ но красота молодой женщины
произвела на поэта такое сильное впечатление,
что еще долго ему «снились милые черты».
Но сначала южная ссылка, затем ссылка в
Михайловское вынудили поэта оставить свет,
а значит, и надежду на встречу с той, что так
106
пленила его. И каково же было удивление
поэта, когда здесь, в Михайловском, у старых
друзей Осиновых, соседей по имению, он не-
ожиданно увидел ее, все такую же сказочно
красивую и обаятельную, как и пять лет
назад. Забытые чувства вернулись к поэту,
и любовь к Анне вдохновила на прекрасные
строки:
Душе настало пробужденъе;
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты,
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Стихотворение поражает своей простотой,
легкостью, музыкальностью. Образ любимой
предстает перед нами необыкновенно свет-
лым, идеальным. Такими же видятся и отно-
шения автора к молодой женщине. В стихо-
творении «Я помню чудное мгновенье...» Пуш-
кин не только восторгается красотой любимой,
но и воспевает любовь вообще, преклоняется
перед ним.